Политика четырех «Д. Потсдамская конференция и ее результаты Четырехсторонняя оккупация Германии

Количество митингующих увеличивалось, к студентам присоединялись рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Протестующие разбили на площади палаточный лагерь. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Постепенно митинг памяти перерос в демонстрацию. Бывали дни, когда на площади собиралось до миллиона человек. Войска применили слезоточивый газ и оружие. События на площади Тяньаньмэнь в Пекине весной 1989 года.

«Антикризисное управление в Германии» - Индекс цен промышленных товаров. 1951 г. 1962 г. - Утроен. Объем промышленного производства. Индика- тивное план-ие. Антикризисные мероприятия. Немецкое экономическое чудо. Особенности антикризисного управления в Германии. 1952 г. 1957 г. Антикризисное управление в германии. 111%, от уровня 1950г. 12 млн. Монополизация в банковском деле… Территория. 118%, от уровня 1950г. Реформа цен. Добыча угля.

«Модернизация Японии в 20 веке» - Для этого Мейдзи провел ряд кардинальных реформ. Революция Мейдзи. Япония вступила в эпоху модернизации. В 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление. История Японии в конце XIX – нач. XX веков. Особенности развития Японии в начале XX в. Открытие Японии. Японский капитализм вступил в монополистическую стадию. Япония на пути модернизации в XX веке.

«Год Италии в России» - Язык и литература. Министерство Иностранных Дел. Балетная труппа. Театр. Театрально-зрелищные мероприятия. Кино. Искусство. Ростов-на-Дону. Год Италии в России. Рафаель. Духовность. Хор Римского оперного театра. Музыка и балет. Антонелло да Мессина. Большая выставка итальянских достижений.

«ПРО в Европе» - Развертывание системы ПРО в Чехии и Польше даст возможность Соединенным Штатам следить за ракетным испытаниями, проводимыми в Капустином Яре, на российском испытательном полигоне, расположенным приблизительно в 500 милях от к юго-востоку от Москвы. Причины конфликта. Предпосылки. Программа развертывания ПРО США в Польше и Чехии. Не исключается возможность, что расширение американской ПРО в действительности нацелено против ядерных активов России и не имеет никакой оборонной ценности для Европы.

«Международные отношения после второй мировой войны» - Российская внешняя политика. Биполярный мир. Циклы мировой политики. Формула. Арабо-израильский конфликт. Террористические организации. Основные цели урока. Основные противоречия арабо-израильского конфликта. У.Черчилль в Вестминстерском колледже. Хроника арабо-израильского конфликта. Действия США и других стран Запада. Страна проигрывает, когда начинает делить свое горе и чужое. Терроризм – идеология насилия и практика воздействия.

Первоначально в конференции участвовали Сталин , Трумэн и Черчилль . В дальнейшем Черчилля сменил новый премьер-министр Великобритании Клемент Эттли . Франция в Потсдамской конференции не участвовала, однако 4 августа присоединилась с оговорками к Потсдамскому соглашению.

Значение Потсдамского соглашения состоит прежде всего в том, что оно зафиксировало коллективную ответственность всех четырёх держав-союзниц за Германию в целом.

Заключительный протокол

Встреча в Потсдаме проходила в закрытом режиме без участия прессы. Заключительный протокол конференции был опубликован в сжатой форме под названием «Ведомственное сообщение о Берлинской конференции трёх держав» . Представляя собой по форме совместное коммюнике , сообщение представляло собой заявление о намерениях, а не обязательный для исполнения международный договор .

Подписанный сторонами-участницами конференции протокол содержал следующие пункты:

  • ход конференции;
  • учреждение Совета министров иностранных дел (СМИД);
  • принципы послевоенной оккупации Германии;
  • положения о репарациях;
  • экономическая целостность Германии;
  • распоряжение военно-морским и торговым флотом Германии;
  • предание суду военных преступников;
  • нормы по территориальным вопросам и восточным землям (до окончательного мирного урегулирования с Польшей и Австрией;
  • заключение мирных договоров;
  • управление опекаемыми территориями;
  • переселение оставшегося германского населения из Польши и управляемых ею территорий Германии, из Чехословакии и Венгрии .

Результаты

Политические принципы

Политические принципы оккупации Германской империи легли в основу работы Союзнического контрольного совета , размещавшегося в Берлине. Принципы получили название «четырёх Д» (иногда говорят о «пяти Д» ).

  • Д енацификация
Идея денацификации была выдвинута союзниками после победы над нацистской Германией в середине 1945 года Потсдамское соглашение предусматривало «очищение» немецкого и австрийского обществ, культуры, прессы, экономики, юриспруденции и политики от любого рода национал-социалистического влияния . С января 1946 года в отношении Германии Союзническим контрольным советом в Берлине было издано несколько директив по денационализации, в которых выделялись определённые группы лиц, в отношение которых проводилось судебное следствие.
  • Д емилитаризация
Демилитаризация включала в себя роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса оккупированной Германии с целью предотвращения дальнейшей военной угрозы с ёё стороны. Потсдамское соглашение предусматривало демилитаризацию Германии. Однако в ходе холодной войны произошло перевооружение как ФРГ , так и ГДР .
  • Д емократизация
Предусматривался окончательный перевод политической жизни в Германии на демократическую основу, демократические партии получали разрешение на деятельность по всей Германии, им также оказывалась поддержка. С ограничениями, необходимыми для соблюдения военной безопасности, предоставлялись свободы слова , прессы и религии. Предусматривался контроль за системой образования и воспитания в Германии в целях успешного развития демократических принципов.
  • Д ецентрализация
Децентрализация означала передачу функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень), а в экономической области - деконцентрация экономической мощи Германии.
  • Д емонтаж
Историческое понятие «демонтаж» подразумевает демонтаж объектов германской промышленности, в частности, металлургии и тяжёлой промышленности . Целью демонтажа со стороны СССР являлось устранение ущерба, нанесённого Германией, а также ослабление Германии путём уничтожения её индустриальной основы и тем самым предупреждение новой агрессивной войны . В западных зонах оккупации политика демонтажа была вскоре прекращена в соответствии с доктриной Трумэна .

Решения по территориальным вопросам

Американская карта послевоенной Германии

Калининградская область

Штеттин

После согласования на Потсдамской конференции линии границы по лужицкой Нейсе пограничной рекой должен был стать как минимум Одер. Но вопреки этому соглашению ещё 5 июля 1945 года Советский Союз передал Польше находящийся к западу от Одера город Штеттин , где на тот момент проживало 84 000 немцев. Передача Штеттина и устья Одера в Штеттинском заливе, зафиксированная в Потсдамском соглашении, являлось экономическим требованием Польши после получения Верхнесилезского промышленного региона. Таким образом, Потсдамское соглашение лишь закрепило уже сложившуюся ситуацию.

Депортация немецкого населения

Потсдамское соглашение, подписанное США, СССР и Великобританией, в статье XIII закрепило «узаконенную депортацию немецкого населения» из Польши, Чехословакии и Венгрии.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

- Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… …

Внешняя политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа ‒ советское социалистическое государство ‒ и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Германия и Французская революция. Начало Французской революции в 1789 было с энтузиазмом встречено большинством ведущих немецких деятелей культуры. В то же время правительства Австрии и Пруссии с неудовольствием следили за ослаблением Франции как … Энциклопедия Кольера

- (от лат. aggressio нападение) понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости… … Большая советская энциклопедия

Берлинская конференция, конференция глав правительств СССР, США и Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля заменил новый премьер министр… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Леонид Ильич Брежнев … Википедия

О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья Германия из энциклопедии. Издательство Бертелсман 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… … Википедия

История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века Бонвеч Бернд

Зоны оккупации. Политика «четырех Д»

Границы оккупационных зон были определены на Крымской конференции и уточнены в Потсдаме.

Название зоны Территории Площадь (кв. км) Население (млн чел.)
Американская Бавария (без района Линдау), северная часть Бадена с городом Карлсруэ, Гессен, Гессен-Нассау (за исключением 4-х западных районов), северная часть Вюртемберга 116 670 16,7
Британская Шлезвиг-Гольштейн, Ганновер, Северная часть Рейнской провинции, Вестфалия, Ольденбург, Брауншвейг, Липпе, Шаумбург-Липпе, города Бремен и Гамбург 97 300 22,7
Французская Южная часть земли Баден, южная часть земли Вюртемберг, южная часть Рейнской провинции, Саар, западная часть земли Гессен, четыре западных района провинции Гессен-Нассау, Гогенцоллерновские земли и Баварский Пфальц 39 000 5,8
Советская Тюрингия, Саксония, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург, Прусская Саксония, часть Западной Померании, Берлин 121600 17,8
Берлин 900 3,2
Всего 375 470 66,2

«Большой Берлин», который находился в центре советской зоны оккупации, был также разделен на 4 сектора, причем советский был самым большим, он занимал 8 восточных районов города (примерно 46 % его территории и более 30 % населения).

Британская зона

Она была самой большой из всех четырех как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. В ее состав входила Рурская область - индустриальное сердце Германии.

Британская военная администрация пыталась использовать накопленный веками колониальный опыт «косвенного правления». Ставка тут делалась на формирование лояльного управленческого персонала из самих немцев. Однако подлинного «косвенного правления» не получилось, ибо собственный управленческий персонал рос, как на дрожжах: если в 1945 г. в зоне было около 10 тыс. английских служащих, то в 1948 г. - уже около 60 тыс.

В ранней фазе их оккупации англичане следовали так называемой «краткосрочной политике». Ее суть сводилась к тому, что, во-первых, британские офицеры, вступив на немецкую землю, должны были помнить, прежде всего, об интересах Британии; во-вторых, эта политика была направлена на решение самых неотложных задач - разбор руин, организацию мирной жизни, снабжение населения и т. п.

Главной проблемой в 1945-1947 гг. была проблема снабжения - продовольствием, углем, одеждой, лекарствами. В целом в британской зоне, как и в других зонах оккупации, налицо была картина большой нужды немецкого населения.

«Долгосрочная политика» начала осуществляться с ноября 1945 г. Речь теперь шла о внутреннем обновлении Германии; о том, что демократизация должна проводиться при строгом учете немецкого национального характера, истории и современного политического развития Германии; о том, что новая немецкая демократия должна соответствовать основным стандартам демократии западной.

Поскольку в Потсдаме было принято решение о ликвидации Пруссии, в 1946-1947 гг. англичане осуществили в своей зоне, состоявшей в основном из прусских провинций, административную реформу. Были образованы новые земли: Северный Рейн - Вестфалия, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн; а также возрождены права старинных вольных городов-государств Гамбурга и Бремена.

В Англии находилось у власти лейбористское правительство, которое ставило «социалистический эксперимент». Но британская политика в Германии была вполне консервативной и не ознаменовалась серьезными преобразованиями ни в экономике, ни в политике зоны. Б. Робертсон признался в 1950 г., что целью британской политики в Германии было не «второе издание Версаля», а «духовная интеграция» Германии со странами Запада.

Американская зона

Она включала примерно 30 % территории Германии, была менее значимой в промышленном отношении, чем английская, хотя там и располагались предприятия «ИГ Фарбениндустри» и других концернов, а также ряд крупных банков. Зато здесь было сосредоточено самое крупное в стране поголовье скота и около трети сельхозугодий. Немного позже к американской зоне, у которой не было выхода к морю, для лучшего снабжения территории, расположенной на юге Германии, была присоединена часть британской зоны, включавшая город Бремен.

Военный губернатор генерал Л. Клей представлял те круги большого бизнеса США, которые считали «план Моргентау» глубоко ошибочным. Поэтому Клей сделал очень много, чтобы сохранить промышленный потенциал Германии и германские монополии. Причем, в отличие от военных губернаторов английской и французской зон, а тем более в отличие от главноначальствующего СВАГ, Клей имел гораздо более широкие полномочия, его в шутку называли «американским проконсулом» в Германии.

В США еще в 1944 г. начал разрабатываться очень подробный документ, который должен был четко определить задачи оккупационных войск в Германии. Это была секретная правительственная «директива JCS 1067». Она была подписана Г. Трумэном 10 мая 1945 г., ее полное название: «Оккупация Германии. Директива главнокомандующему американскими силами оккупации относительно военного правительства в Германии».

Эта директива оказала воздействие на подготовку Потсдамского Протокола, ибо, как главная, в ней была сформулирована цель: «Германия никогда больше не должна угрожать миру». В качестве важнейших шагов для достижения этой цели провозглашались принципы политики «четырех Д». В директиве был даже радикальный пункт о необходимости запрещения в Германии всех частнопредпринимательских объединений.

Однако руководители оккупационной администрации и стоявшие за ними силы в Вашингтоне, выступили противниками директивы и начали негласный, но упорный саботаж намеченных в ней мероприятий. Директива оставалась в силе до июля 1947 г. и была заменена новой - «JCS 1779», которая предоставляла теперь самые широкие полномочия военному губернатору и рекомендовала «дать немецкому народу возможность ознакомиться с принципами и преимуществами свободной экономики», то есть, по сути, воздерживаться от декартелизации.

Американская оккупационная политика отличалась большими колебаниями между крайностями. В первые месяцы оккупации американцы не хотели видеть различий между немцами и нацистами и считали, что никакое наказание за их чудовищные преступления не может быть достаточно строгим. Но очень быстро проявилась другая крайность - преувеличенные надежды на быструю демократизацию немцев путем их «перевоспитания» и «переориентации» с помощью культуры и системы образования. Причем американцы свято верили в то, что именно их образец демократии является наилучшим.

Французская зона

Она была самой маленькой по площади - примерно 15 % территории послевоенной Германии, где проживало около 12 % населения. Но в состав зоны входила индустриальная Саарская область, которая по уровню промышленного производства лишь немногим уступала Рурской области.

В первые годы оккупации на французскую политику в отношении Германии очень сильный отпечаток наложило прошлое, прежде всего - три войны с немцами на протяжении жизни последних двух поколений. У большинства французов были очень сильны антинемецкие настроения, опять возродился лозунг 1919 г.: «За все должны заплатить боши». Поэтому генерал Ш. де Голль и правящая элита Франции считали, что решать германскую проблему надо исходя, прежде всего, из интересов Франции, а именно: отделить от Германии Саар, поставить под международный контроль (преимущественно французский) Рур и Рейнскую область.

Глава оккупационной администрации П. Кёниг был откровенным германофобом: он запретил употреблять в официальных документах слово «рейх». Везде, где оно употреблялось в качестве прилагательного, его заменили словом «дойч»: «Дойче банк», «Дойче пост» и т. д. На заседаниях СКС он всегда занимал особую позицию, подчеркивая, что Франция не давала согласия на Потсдамские решения. В целом ее оккупационная политика была плохо скоординирована с политикой трех других держав.

Генерал Ш. де Голль не был приглашен участвовать в Потсдамской конференции, и правящая элита Франции чувствовала себя униженной и обделенной. Реванш был взят тем, что Французское временное правительство не признало обязательными для себя ряд пунктов Потсдамского протокола, особенно о создании центральных германских административных органов.

Советская зона

Она занимала 30 % территории Германии, там проживало примерно 28 % населения страны. До войны этот район давал более 30 % промышленной продукции, 35 % возделываемых сельхозугодий послевоенной Германии также были сосредоточены в советской зоне.

Сотрудникам СВАГ приходилось работать в гораздо более трудных условиях, чем работникам западных оккупационных администраций. Во-первых, пропаганда антикоммунизма и антисоветизма, которая велась в Германии с октября 1917 г., а в годы нацизма усилилась многократно, принесла свои плоды: ненависть к СССР, к русским, смешанная со страхом, была очень большой.

Во-вторых, в отличие от военных администраций западных зон, в СВАГ (как в центральном аппарате, так и во всех подразделениях) были политотделы, созданные Центральным Комитетом ВКП(б). Парторги, назначенные ЦК, играли очень большую роль; все принципиальные вопросы решались в Москве. Особая роль принадлежала службе безопасности, управлению пропаганды, подразделениям НКВД. Так что доля самостоятельности в принятии решений у работников СВАГ была гораздо меньшей, чем у работников западных оккупационных властей. Очевидно, что через СВАГ жестко проводилась сталинская политика в решении германского вопроса.

С точки зрения немцев время оккупации было суровым, но не в одинаковой степени. По воспоминаниям современников наиболее жестокой представлялась советская оккупация; менее жестокой (но все равно суровой) - французская; и самыми терпимыми - американская и английская.

В оккупационной политике западных держав можно увидеть определенный дуализм. С одной стороны, они добивались ослабления Германии как военного, экономического и политического соперника. С другой стороны, Германия была им нужна как важный партнер в рыночной экономике и как возможный стратегический союзник в борьбе против угрозы мирового большевизма.

Но все же в оккупационной политике США, Англии и Франции было больше того, что их объединяло, чем разъединяло. Не в последнюю очередь - ценности демократического общества. Поэтому они ориентировались на умеренные политические партии, организации Германии и на соответствующих политиков. У западных оккупационных держав одинаково негативным было отношение к коммунистам и активистам-антифашистам. Причем в антифашизме они часто были склонны видеть прототип (или аналог) коммунизма.

Пожалуй, труднее всего дать однозначную оценку советской оккупационной политике в Германии. С одной стороны, она была обусловлена соображениями национальной безопасности (ведь Германия за предшествовавшие 30 лет два раза нападала на Россию); с другой - она, конечно же, была тесно связана с общей экспансионистской политикой Сталина в Восточной Европе. Многие документы СВАГ до сих пор не опубликованы, поэтому сложнее всего понять взаимосвязь между постоянными публичными высказываниями кремлевских лидеров за сохранение единой Германии и реальной (часто закулисной) политикой СССР, которая объективно вела к расколу страны.

После сокрушения военной машины гитлеровского государства, безоговорочной капитуляции Германии и Потсдамской конференции, главным в деле решения германского вопроса стало осуществление политики «четырех Д». Демократизация, денацификация, демилитаризация и декартелизация Германии были неразрывно связаны между собой. В случае последовательного и синхронного осуществления они должны были привести к созданию нового, миролюбивого демократического немецкого государства, с которым можно было бы подписать мирный договор. После безоговорочной капитуляции в этом теперь и заключалась суть германского вопроса. Эти мероприятия осуществлялись почти одновременно, но с рядом различий по зонам оккупации.

Денацификация

Проблемы ликвидации нацизма, влияния нацистской идеологии, отмены законов Третьего рейха, удаления неноминальных нацистов с общественных должностей, из школ, университетов и т. д. в первые годы оккупации были самыми актуальными. В НСДАП к концу войны насчитывалось около 8,5 млн членов, плюс в 61 ее «дочерней» и «примыкавшей» организации состояло примерно 10 млн немцев.

СКС с первых дней своей деятельности занимался проблемой денацификации, но процесс принятия специальных документов затянулся на полгода, что привело не только к достаточно вольному толкованию принципов денацификации в разных зонах, но и к разным методам ее осуществления. Только 10 декабря 1945 г. СКС принял закон № 2, который запрещал НСДАП и все ее организации; только 12 января 1946 г. - директиву № 24 «Об устранении нацистов и других лиц, враждебных союзным целям, из учреждений и с ответственных постов»; и лишь 12 октября 1946 г. была принята директива № 38 «Арест и наказание военных преступников, национал-социалистов, милитаристов и интернирование, контроль и наблюдение за возможно опасными нацистами». В каждой зоне в дополнение к этим общим директивам оккупационные власти издавали и свои инструкции.

Пожалуй, наиболее сложный механизм денацификации был создан в английской зоне. Ею занимались как спецотделы военной администрации, так и сформированные в январе 1946 г. из немцев «советы», «жюри» и «комитеты» по денацификации. Каждый взрослый немец должен был заполнить огромную анкету из 133 пунктов (всего их было заполнено 12 млн). Правильность заполнения анкеты должны были удостоверить своей подписью еще несколько человек, знавших анкетируемого.

Затем специальные комитеты по денацификации - и британские, и немецкие - работали с анкетами, определяя, к какой из пяти категорий отнести человека, проходившего денацификацию: главных виновников, прямо не виновных, частично виновных, номинальных нацистов или оправданных. Все очевидцы вспоминают об этой процедуре как о большой неразберихе.

С октября 1947 г. администрация британской зоны передала дело денацификации ландтагам и правительствам земель. Всего ими к 1949 г. были рассмотрены дела более 2 млн человек, из которых 1 191 930 человек, то есть 60 %, было реабилитировано. Общий итог денацификации в английской зоне: 75 % подвергшихся проверке, отделались денежными штрафами (в обесцененных марках); 20 % были отстранены со своих постов и лишь 0,1 % были признаны виновными.

Не менее громоздкой была процедура денацификации и в американской зоне. Там тоже едва ли не всему взрослому населению было роздано около 13 млн пухлых анкет (почти одинаковых с английскими) из 131 вопроса. Создавалось впечатление грандиозного мероприятия. По заданию конгресса США осенью 1945 г. оккупационная администрация американской зоны составила список крупнейших немецких военных преступников из мира бизнеса, где фигурировало 1800 промышленников и банкиров, но в официальной публикации этот список сократился всего до 42 человек.

Тогда же, осенью 1945 г., в американской зоне был издан закон о денацификации экономики, после чего было арестовано несколько десятков немецких магнатов (Г. Стиннес-младший, управляющий заводами Маннесмана В. Цанген, стальной магнат Э. Пенсген и др.). Но очень скоро, отсидев всего несколько месяцев, они вернулись из тюремных камер в свои рабочие кабинеты как «незаменимые специалисты». До марта 1946 г. из 1 390 000 поступивших анкет, были оценены 1 260 000. В итоге, в американской зоне с общественных должностей было отстранено 139 996 человек, из торговли и бизнеса - 68 568 человек, то есть 16,5 % проанкетированных.

С марта 1946 г. военная администрация американской зоны передала основную работу по денацификации в руки самих немцев. Всего было создано 545 судов по денацификации со штатом 22 тыс. человек. Каждый немец, достигший 18-летнего возраста, должен был, как и в английской зоне, заполнить анкету и попасть в итоге в одну из пяти упомянутых выше категорий. Если виновность была доказана, то суд мог вынести приговор: от денежного штрафа до десяти лет трудовых лагерей.

Суды по денацификации буквально утопали в тоннах анкет - возможности проверить данные по каждой из них попросту не было. Вдобавок ко всему прочему, в качестве свидетелей часто вызывались соседи, друзья или начальники подозреваемого, которые давали ему хорошую характеристику, а затем, когда эти начальники сами проходили проверку, их прежние подчиненные оказывали им подобную же услугу. Процветали доносы, сплетни, интриги. При такой системе крупные преступники довольно легко уходили от наказания.

В результате только в Баварии из 163 тыс. активных нацистов лишь 49 понесли серьезные наказания, а из 12 тыс. уволенных учителей-нацистов в 1949 г. 11 тыс. уже вновь работали в школах.

В интервью газете «Нью-Йорк Тайме» 6 ноября 1946 г. генерал Л. Клей признался, что закон о денацификации в американской зоне был «в большей степени приспособлен для того, чтобы вернуть как можно большее число людей на занимаемые ими ранее посты, нежели для того, чтобы наказать виновных». Опасность политики «мягкой денацификации» заключалась в том, что американская зона могла стать убежищем для военных преступников. Но, с другой стороны, прагматичные американцы, привлекая бывших «виртшафтсфюреров» к работе и используя их знания, создавали условия для более быстрого восстановления экономики и решения наиболее острых социальных проблем.

Ответственность за проведение денацификации в оккупированных Советской армией частях Германии была возложена с января 1945 г. на «фронтовых уполномоченных» НКВД СССР. Их функцией было брать под арест любых людей, которые могут представлять опасность для Советской армии, а также всех прочих подозрительных лиц. Спустя месяц эти меры были расширены. Было приказано отправлять на работу в СССР всех, способных выполнять физическую работу и носить оружие немецких мужчин в возрасте от 17 до 50 лет.

Тут советская политика денацификации явно была связана с подготовкой переселения немцев из областей восточнее Одера и Нейсе. До середины апреля 1945 г., по мере продвижения Советской армии, в восточных областях Германии было арестовано 138 200 немцев и еще 97 500 мобилизовано в качестве рабочей силы. Это значительно больше, чем было интернировано в советской зоне оккупации органами безопасности в течение следующих четырех лет.

В советской зоне, по разным данным число активных и номинальных нацистов составляло до 20 % населения. Формально денацификацию осуществляли специальные комиссии в землях и провинциях во главе с вице-президентом, с участием известных антифашистов. Всего было создано 262 комиссии, в них было занято более 1,5 тыс. человек. Причем она была в основном завершена еще до издания директивы № 24 СКС, хотя комиссии по денацификации были распущены только в феврале 1948 г., как «выполнившие свои задачи». Очевидно, что под их прикрытием проводилась капитальная «чистка» немецкого общества не только от активных нацистов, но и от всех «неблагонадежных» антифашистов, которые осмеливались критиковать политику СВАГ.

Денацификация в советской зоне была проведена предельно жестко, не в последнюю очередь потому, что проводилась под контролем органов НКВД. Многие бывшие члены и функционеры НСДАП подвергались автоматическому аресту и помещению в спецлагеря НКВД (всего их было создано 10), в качестве мест заключения использовались бывшие нацистские лагеря (Бухенвальд, Заксенхаузен) и тюрьмы (Баутцен). Интернированию по новым данным было подвергнуто 150 тыс. немцев, из которых 17 тыс. было осуждено советскими военными трибуналами (СВТ). Из числа интернированных погибло 44 тыс. человек, депортировано в СССР и Польшу - около 25 тыс. Спецлагеря НКВД были закрыты в феврале 1950 г. Обращает на себя внимание тот факт, что СВТ осуждали только активных «врагов» советской оккупационной власти (часто это были очень молодые люди, которые являлись членами других - не КПГ/СЕПГ - партий), а интернированные нацисты остались без судебных процессов и приговоров.

В ходе денацификации в советской зоне только в 1945-1946 годах от занимаемых должностей в области управления государством и экономикой было отстранено 390 478 человек - больше, чем в любой другой оккупационной зоне Германии. Всего же в ее результате было удалено со своих постов на предприятиях и в организациях около 520 тыс. человек. Собственность бывших видных нацистов была конфискована и передана немецким органам управления.

Как видно, в западных зонах денацификация была проведена гораздо более либеральными методами, чем в советской, что дает основания ряду авторов и сегодня писать о ней, как о «революции на бумаге», о ее «срыве» или даже о превращении ее в «фарс». Процедуру денацификации прошли миллионы немцев, аресту во всех трех зонах было подвергнуто около 245 тыс. человек, но 100 тыс. из них после проверки личных дел уже в 1947 г. вышли на свободу. И только 9 тыс. бывших активных нацистов были приговорены к тюремному заключению, обычно кратковременному. Это не вызывает большого удивления, ведь примерно 60 % судей и 76 % прокуроров в судах по денацификации западных зон сами были в прошлом членами НСДАП.

Большинство из осужденных, отбывших свой срок наказания (или выпущенных досрочно), вновь вернулись в руководство экономикой, в систему государственного управления, образования и юстиции. Так, руководителем всей экономики английской зоны стал текстильный магнат А. Фровейн, который был приближенным нацистского министра вооружений А. Шпеера; крупнейший банкир Г. Абс, приговоренный в 1945 г. за соучастие в нацистских преступлениях к 15 годам, просидел в тюрьме всего 3 месяца и был назначен советником британской оккупационной администрации по финансовой политике и т. д.

К Нюрнбергским процессам против главных военных преступников многие немцы отнеслись с определенным пониманием, хотя при господствующих тогда голоде и нищете оставались довольно равнодушными к обнародованию нацистских зверств. Но когда началось осуждение сотен тысяч мелких и средних нацистов «комиссиями по денацификации», укомплектованными преимущественно немцами, это вызвало протест и непонимание. А осужденные этими «комиссиями» люди в большинстве своем считали, что с ними поступили несправедливо и отнюдь не становились благодаря этому демократами.

Несправедливость заключалась и в том, что тяжкие преступления стали рассматриваться гораздо позднее мелких, а это вело к тому, что более крупным нацистам или удалось бежать (в Испанию, Португалию, Латинскую Америку), или получить гораздо более мягкий приговор, чем осужденные ранее мелкие нацисты.

В итоге такой денацификации у многих немцев (да и за рубежом) складывалось впечатление, что национал-социализм был делом рук только фюрера и его ближайшего окружения, а отнюдь не миллионов «добровольных подручных» Гитлера - людей, которые не только следовали за ним, но и были соучастниками больших и малых преступлений. Здесь надо подчеркнуть, что если при проведении персональной денацификации было много путаницы, неразберихи, несправедливых приговоров и т. д., то государственная денацификация - ликвидация НСДАП, нацистских организаций и ведомств, нацистских законов и т. д. - была проведена во всех трех западных зонах практически одновременно и в духе решений, принятых в Потсдаме.

В отличие от западных зон, где «мягкая денацификация» не позволила провести четкую разделительную черту с прошлым и где при формировании немецких органов власти много бывших членов НСДАП снова сумели занять свои прежние должности, в советской зоне чистка была проведена гораздо глубже и первоначальное «преодоление прошлого» оказалось более однозначным. СВАГ серьезно подошла к полному устранению национал-социалистов из политической и общественной жизни. Побочная же цель этих чисток заключалась в том, чтобы поставить на важные посты в органах управления, особенно в полиции и юстиции, коммунистов или левых социал-демократов.

У СВАГ были и прагматические соображения: в случае надобности она привлекала на службу бывших специалистов нацистской Германии. Надо отметить, что немало бывших членов НСДАП смогли доказать свою лояльность к коммунистической системе и занять впоследствии в ГДР высокие государственные и партийные посты, а правящую в ГДР Социалистическую единую партию Германии стали называть втихомолку «партией мелких нацистов».

Нюрнбергский процесс

Большую роль в деле денацификации и демократизации Германии должен был сыграть Нюрнбергский процесс над главными военными нацистскими преступниками. Согласно договоренности в Потсдаме, государства - участники антигитлеровской коалиции подписали соглашение об учреждении Международного военного трибунала (МВТ) для суда над главными гитлеровскими военными преступниками. Местом проведения суда был избран город Нюрнберг.

Заседания МВТ открылись 20 ноября 1945 г. Во вступительной речи главного обвинителя от США Роберта Хауэта Джексона (1892-1954) было сказано: «Преступления, которые мы стремимся осудить и наказать, столь преднамеренны, злостны и имеют столь разрушительные последствия, что цивилизация не может потерпеть, чтобы их игнорировали, так как она погибнет, если они повторятся». Главный обвинитель от СССР Роман Андреевич Руденко (1907-1981) завершил свою речь знаменательными словами: «Пусть же свершится правосудие!»

Заседания трибунала продолжались до 1 октября 1946 г. Суду были преданы 24 оставшиеся в живых нацистских главаря: Г. Геринг, Р. Гесс, И. фон Риббентроп, Р. Лей, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, X. Франк, В. Фрик, Ю. Штрайхер, В. Функ, Я. Шахт, Г. Крупп, К. Дёниц, Э. Редер, Б. фон Ширах, Ф. Заукель, А. Йодль, Ф. Папен, А. Зейсс-Инкварт, А. Шпеер, К. фон Нейрат, X. Фриче и М. Борман (заочно). Фактически на скамье подсудимых оказался 21 человек, так как Лей покончил жизнь самоубийством, дело Круппа из-за его болезни было приостановлено, а Бормана не удалось арестовать.

Всего состоялось 403 открытых судебных заседания МВТ. Было допрошено 116 свидетелей и 19 подсудимых. Суд изучил несколько тысяч документов, большинство из которых было в свое время составлено или подписано самими подсудимыми. Стенографический отчет процесса составил 16 тыс. страниц. Перед трибуналом вновь прошла омерзительная история национал-социализма от его зарождения до краха. Все собранные факты и свидетельские показания неопровержимо доказывали вину подсудимых.

Согласно обвинительному заключению, им вменялось в вину совершение преступлений против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, военных преступлений и преступлений против человечности. По настоянию советских обвинителей на рассмотрение трибунала был вынесен вопрос о преступности таких организаций Третьего рейха, как имперский кабинет (правительство), руководящий состав нацистской партии, СС, СА, СД, гестапо, генеральный штаб, верховное командование и др. Но представители западных стран полностью с этим списком не согласились.

От имени всего человечества Международный военный трибунал, основываясь на неопровержимых доказательствах, на тысячах документов, на потрясающих свидетельствах, объявил гестапо, СС, СД и руководящий состав нацистской партии преступными организациями. Советский судья в особом мнении заявил несогласие с тем, что суд не квалифицировал подобным же образом деятельность германского имперского правительства, верховного военного командования и генерального штаба.

Международный военный трибунал в Нюрнберге признал преступными не только нацистских главарей, но и методы, которые использовались нацистами: применение рабского труда, злодеяния концлагерей. Трибунал приговорил к смертной казни через повешение 12 человек: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрайхера, Заукеля, Йодля, Зейс-Инкварта и Бормана (заочно). 3 человека были приговорены к пожизненному заключению: Гесс, Функ и Редер. 2 подсудимых - Ширах и Шпеер - были приговорены к 20 годам; Нейрат - к 15 и Дёниц - к 10 годам тюремного заключения. Суд оправдал (несмотря на протесты советского судьи) главу рейхсбанка Шахта, видного нацистского дипломата фон Папена и ближайшего сотрудника Геббельса Фриче.

Нюрнбергский процесс был первым в истории международным судом над группой преступников, завладевших целым государством и сделавших самое государство орудием чудовищных преступлений. Это был первый в истории человечества суд над агрессорами, над военными преступниками. Он стал важным прецедентом международного права.

Исследователи Нюрнберга отмечают, во-первых, что суд был продиктован не столько местью, сколько помыслами о политическом и нравственном здоровье немецкой нации, ибо через национальное покаяние суд способствовал и национальному примирению немцев. Зло было названо злом, и в Германии стали восстанавливаться разрушенные нацизмом критерии истины и лжи, добра и зла. Во-вторых, суд (как часть политики денацификации и демократизации) способствовал возвращению Германии в сферу европейских демократических традиций. В-третьих, при подготовке и проведении процесса возник ряд коллизий, которые вызвали споры как относительно правомочности четырех держав-победительниц устраивать такой суд, так и о справедливости его приговора. Здесь называются такие, например, факты:

Устав суда был утвержден 8 августа 1945 г. - через два дня после атомной бомбардировки американцами Хиросимы (75 ттыс. мирных жителей погибли мгновенно). Не случайно Герингу даже не предъявили обвинения в бомбардировках Варшавы, Белграда, Роттердама, Лондона и Ковентри;

Довольно кощунственно выглядело то, что люди, ответственные за ГУЛАГ, судили тех, кто был обвинен в ужасах Освенцима, а работу советских представителей в Нюрнберге инспектировал А. Я. Вышинский - кровавый обвинитель на Московских процессах 1930-х гг.;

На момент свершения преступлений, в которых обвинялись подсудимые (против мира, человечности и т. п.) отсутствовал закон, предусматривавший наказание за них, а СССР к тому времени не признал международных конвенций, на которые сослался суд;

Наконец, суд проходил в городе, где американские и английские бомбы почти полностью разрушили церкви, школы, больницы, жилые дома, где голодные люди ютились в подвалах, а под руинами еще лежали трупы погибших.

Но в целом это был справедливый процесс: подсудимых не ограничивали в свободе высказываний, у них были немецкие адвокаты (из их числа каждый четвертый был членом НСДАП), неподтвержденные пункты обвинения снимались с повестки дня. И главное: при вынесении приговоров суд принимал во внимание только те преступления, которые были наказуемы в соответствии с германским уголовным кодексом, а в нем была предусмотрена смертная казнь. Нюрнбергский процесс стал одной из последних и ярких страниц истории антигитлеровской коалиции.

Аналогичные процессы прошли и в других зонах оккупации. Наиболее важное значение имели 12 процессов, проведенных американцами в Нюрнберге в 1946-1948 гг. над руководителями фирм «ИГ Фарбениндустри», Круппа и Флика; над министрами гитлеровского правительства, генералами вермахта, эсэсовцами, врачами концлагерей, нацистскими дипломатами и юристами. Из 177 обвиняемых 36 были приговорены к смертной казни, 35 оправданы; остальные были осуждены к различным (преимущественно небольшим) срокам.

В целом денацификация все-таки стала успехом, потому что главные преступники действительно были исключены из общественной жизни, арестованы и осуждены. Но, как справедливо подчеркивают современные немецкие исследователи (Б. Бонвеч и др.), в смысле внедрения в сознание немцев чувства «соответственности» за преступления и злодеяния Третьего рейха, денацификация не имела такого успеха ни в западных, ни в советской зоне оккупации, хотя «антифашизм» и был там официальной политикой.

Демилитаризация

Союзники рассматривали демилитаризацию как широкий комплекс мер: роспуск всех немецких военных формирований и демобилизация солдат и офицеров; ликвидация всех военных сооружений; демонтаж предприятий военной промышленности; запрет на изготовление оружия и боеприпасов, на строительство самолетов и морских судов; ограничение производства металлов, химикатов, продукции машиностроения; искоренение милитаристских традиций и т. д.

По предложению СССР на Московской сессии Совета министров иностранных дел (март-апрель 1947 г.) было рассмотрено положение дел с демилитаризацией Германии. Министры западных держав признали, что разрушение военных сооружений и демонтаж военных заводов в их зонах производятся медленно. Союзному Контрольному совету была дана директива завершить работы по демилитаризации в кратчайшие сроки.

Но эта директива не была претворена в жизнь. В докладах главнокомандующих четырех зон Контрольному совету о положении дел на 1 декабря 1947 г. подчеркивалось, что в американской зоне из 186 подземных военных заводов, складов и мастерских сохранялось 161. Неразрушенными оставались 162 долговременных фортификационных сооружения. В английской зоне не были уничтожены 158 зенитных установок и 860 долговременных фортификационных сооружений.

В том же докладе отмечалось, что в советской зоне работы по уничтожению немецких военных сооружений, объектов и материалов полностью закончены; что 99,1 % военных объектов, сооружений и материалов уничтожены; что все военные и полувоенные организации распущены, хотя там секретно и сохранялись некоторые подземные военные объекты.

В западных зонах несвоевременно были выполнены и Потсдамские решения, касающиеся запрещения всех видов милитаристской деятельности и организаций. Поэтому на заседаниях СКС, сессиях СМИД советские представители постоянно говорили о фактах «саботажа» согласованных мероприятий по демилитаризации со стороны правительств США, Англии и Франции.

Так, 26 ноября 1945 г. на заседании СКС советский представитель огласил меморандум, в котором сообщалось, что в английской зоне из частей гитлеровского вермахта была сформирована армейская группа «Норд» численностью свыше 100 тыс. человек; что на территории земли Шлезвиг-Гольштейн находилось около миллиона немецких солдат и офицеров, не переведенных на положение военнопленных, и даже занимавшихся военной подготовкой. Английские представители не отрицали этих фактов и обещали Контрольному совету распустить названные части к 31 января 1946 г.

В американской зоне крупные формирования из немецких военнослужащих насчитывали 580 тыс. человек; во французской - до 35 тыс. человек. Западные оккупационные власти продолжали сохранять немецкие военные соединения под видом «промышленной полиции», «рабочих батальонов», «рот охраны», «немецких служебных групп» и т. п. По официальным американским и английским данным численность только «служебных групп» и «рабочих батальонов» в их зонах превышала в середине 1946 г. 150 тыс. человек. Такая политика была продиктована логикой все сильнее разворачивавшейся «холодной войны».

Директива СКС № 39 от 2 октября 1946 г. требовала ликвидации военного потенциала Германии. В советской зоне до 1948 г. было демонтировано более 3 тыс. предприятий. Но в американской и английской зонах было полностью ликвидировано только 7 % военных предприятий, а во французской - лишь 6 %. Большинство оставшихся в целости заводов было переведено на выпуск мирной продукции. Они и легли через несколько лет в основу экономического взлета Западной Германии.

Осуществлялось и научно-техническое разоружение Германии. Американцы в 1946 г. осуществили массовый вывоз ведущих немецких ученых и конструкторов в области атомной физики, самолето- и ракетостроения, химической индустрии, машиностроения, а также ноу-хау немецкой индустрии. Немецкие специалисты получили в лабораториях научных центров и на предприятиях США хорошие должности с хорошими окладами. Этот «принцип пылесоса» для получения немецкого знания в области индустрии и науки использовало и советское руководство: из Восточной Германии в СССР за период 1945-1947 гг. были тайно и насильственно вывезены сотни немецких специалистов, имевших отношение к области вооружений, а также большое количество научного оборудования. Многие из этих специалистов до 1954-1955 гг. работали в секретных центрах под Сухуми, Челябинском и др. над осуществлением атомных проектов СССР.

Критика западных союзников за «саботаж» демилитаризации не мешала советскому руководству тайно использовать немецкий военный потенциал для производства оружия, в том числе атомного: до начала 1950-х г. строго засекреченный комбинат «Висмут», находившийся в советской зоне, был крупнейшим европейским производителем урана.

Но все же главным итогом политики демилитаризации стало то, что Германия к моменту ее раскола в 1949 г. была абсолютно мирной страной - без армии, авиации и флота, без военной промышленности и военных сооружений.

Декартелизация (децентрализация)

Ей подлежали: концерны с числом занятых 10 тыс. человек и больше; крупные банки и предприятия, принадлежавшие военным преступникам. Но в западных зонах принятые СКС акты по декартелизации фактически не были выполнены. Монополистические объединения, распущенные в первые годы оккупации, скоро вновь начали функционировать, иногда даже под прежними названиями. К 1949 г. в Бизоний их насчитывалось около 200. Постепенно были восстановлены и такие одиозные концерны, запятнавшие себя сотрудничеством с нацистами, как концерны Круппа, Маннесмана, Тиссена и др. Возобновили свою работу и крупнейшие банки, которые финансировали преступную политику Гитлера - «Дойче банк», «Коммерц банк» и др.

Решение о декартелизации в западных зонах осталось фактически на бумаге. Дальше некоторой организационной перестройки ряда концернов дело не пошло. Особый комитет министерства обороны США, который изучал итоги декартелизации в Западной Германии, 15 апреля 1949 г. констатировал что «ни одно из гигантских монополистических объединений Германии не пострадало». Ключевые позиции в экономике по-прежнему остались в руках старых немецких хозяев, а в Западную Германию с каждым годом все более широким потоком стал вливаться американский и британский капитал.

Декартелизация подразумевала разукрупнение немецких монополий. Но СВАГ пошла гораздо дальше этого, превратив декартелизацию в национализацию. В 1946 г. в советской зоне был проведен народный референдум, в результате которого был принят закон «О передаче предприятий нацистских преступников народу». Согласно ему «в руки народа» передавалось 9281 предприятие. В их числе были шахты и заводы, принадлежавшие военному преступнику Флику, заводы концерна «ИГ Фарбениндустри» и др. Таким образом, в советской зоне под видом декартелизации было национализировано большинство крупных предприятий, банков и страховых обществ.

В западных зонах, благодаря усилиям коммунистов и социал-демократов, идеи «социализации» и даже «национализации» тоже оказались достаточно популярными. В результате всенародного референдума в земле Гессен в январе 1946 г. 71,9 % принявших участие в голосовании высказались за социализацию основных отраслей тяжелой промышленности. В декабре 1946 г. ландтаг земли Нижняя Саксония проголосовал большинством голосов за национализацию нефтеперерабатывающей промышленности. В августе 1947 г. ландтаг земли Шлезвиг-Гольштейн принял закон о передаче в общественную собственность основных отраслей тяжелой индустрии. Ландтаг земли Северный Рейн - Вестфалия в августе 1948 г. принял закон о национализации угольной промышленности Рура. Но военные губернаторы западных зон проигнорировали эти законы. Ключевые позиции в экономике по-прежнему остались в руках крупного бизнеса.

Демократизация

Ее осуществление было очень сложной задачей. 12 лет нацистского господства сделали свое дело: сознание многих немцев было отравлено расовой идеологией, целое поколение немецкой молодежи было воспитано на принципах «фюрерства».

Весной 1945 г. руководители американских и английских оккупационных войск не верили в готовность немцев к демократическим преобразованиям. Были запрещены все политические партии, все возникшие стихийно антифашистские комитеты. Оккупационные власти назначали бургомистров и достаточно строго следили за их работой. Американцы распустили даже созданный бывшими узниками Дахау комитет «Свободная Германия» и объявили «политический карантин». В политике демократизации, которую проводили западные оккупационные власти, существенные изменения начали происходить лишь осенью 1945 г. Они отчасти были вызваны влиянием советской зоны оккупации, где деятельность антифашистских партий была разрешена еще в июне.

Процедура лицензирования политических партий и объединений была обставлена многими рогатками; далеко не все из них получили право деятельности. Так, в американской зоне не получили лицензии радикальные партии переселенцев и монархистов. Следующим этапом демократизации стали выборы всех уровней власти, они проводились в первой половине 1946 г. Во второй половине 1946 г. последовал этап принятия ландтагами конституций земель (правда, тексты конституций утверждались оккупационными властями). Таким образом, в западных зонах процесс передачи управленческих функций от оккупационных администраций к немецким органам власти шел поэтапно.

Особое место в планах по демократизации занимали главные церковные конфессии Германии - католическая и протестантская. Активная деятельность церкви должна была, по мнению оккупационных властей, способствовать отходу немцев от идеологии нацизма. Не менее важную роль в демократизации Германии должны были сыграть радио, кино и пресса. В кинотеатрах демонстрировались антифашистские фильмы, антивоенная и антифашистская тематика доминировала в радиопередачах, а также на страницах газет и журналов.

После прохождения денацификации в политическую жизнь западных зон возвращаются бывшие гитлеровские юристы, дипломаты. Сложность ситуации заключалась в том, что после провала заговора 20 июля 1944 г/ консервативная и либеральная оппозиция была почти полностью уничтожена. Опираться же на активных антифашистов оккупационные власти западных держав не хотели. И на авансцену политической жизни в западных оккупационных зонах стали выдвигаться политики, которые в 1933-1945 гг. отсиделись на своих виллах.

Среди них практически сразу ключевой фигурой стал бывший обер-бургомистр Кёльна, бывший «рейнский сепаратист» доктор Конрад Аденауэр (1876-1967). Другой видной фигурой стал профессор Вильгельм Репке (1899-1966), который считал ориентацию на Запад главным условием «разумной немецкой политики». В 1947 г. он провозгласил Западную Германию границей «западноатлантического мира», а раскол Германии в условиях холодной войны считал неизбежным.

Демократизация в советской зоне оккупации осуществлялась в соответствии с представлениями Сталина и его окружения о демократии. Еще 20 апреля 1945 г. Сталин подписал директиву Ставки командующим 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами с указанием «создавать немецкие администрации, а в городах ставить бургомистров-немцев». Одним из первых мероприятий стало образование магистратов. Берлинский магистрат был образован 14 мая 1945 г.

Представители групп КПГ были тайно доставлены в советскую оккупационную зону из Москвы, чтобы вместе с Советской Армией формировать немецкие органы управления. Главную роль играла берлинская группа во главе с Вальтером Ульбрихтом (1893-1973); она фактически исполняла функции центрального руководства партии в Германии. Подобные группы были направлены также в Мекленбург и Тюрингию. Эти группы сыграли значительную роль в установлении и укреплении коммунистического господства в советской оккупационной зоне.

В мае-июле 1945 г. во всех городах и селах Восточной Германии были образованы органы местного самоуправления, а осенью уже была сформирована и администрация земель, которая могла (конечно, только по согласованию со СВАГ) издавать распоряжения, имеющие силу закона.

Естественно, что на ключевые посты в органах управления земель и провинций, в чьих руках сосредоточивалось руководство полицией, денацификацией, подбор кадров, а позднее и аграрная реформа, подбирались самые «испытанные антифашисты» - члены КПГ. Но все же ряд органов управления, созданных в июле 1945 г., возглавляли и социал-демократы, и либералы. Например, в Тюрингии из 11 обер-бургомистров двое были коммунистами, трое - социал-демократами, двое - членами либерально-демократической партии, а четверо - беспартийными.

СВАГ уже 10 июня 1945 г. приказом № 2 разрешила деятельность политических партий, организаций и профсоюзов. В западных зонах это произошло несколькими месяцами позже. Возникает вопрос, на который и сегодня нет однозначного ответа: почему торопилась Москва и не торопился Запад? Но в любом случае очевидно, что коммунисты во главе с Вильгельмом Пиком хорошо знали о готовящемся приказе № 2, так как на следующий же день, 11 июня 1945 г., КПГ обратилась с развернутым и хорошо продуманным воззванием (оно было подготовлено за несколько дней до этого в Москве) к немецкому народу. Этим воззванием КПГ конституировалась в качестве первой немецкой партии.

15 июня 1945 г. о своем воссоздании заявила и Социал-демократическая партия Германии. Инициаторами ее возрождения выступило несколько групп берлинских подпольщиков, которые еще в мае 1945 г. установили между собой контакт и основали учредительный орган, конституировавшийся теперь как Центральный комитет СДПГ. В него вошли функционеры - Отто Гротеволь (1894-1964), Макс Фехнер (1892-1973) и др., - которые не принадлежали до 1933 г. к высшей партийной иерархии.

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

Аномальные зоны На нашей планете есть несколько загадочных зон, привлекающих пристальное внимание исследователей. Ученые полагают, что существует Пояс дьявола, который охватывает Землю: Бермудский треугольник, гибралтарский клин, афганская аномальная зона, гавайская

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Критические зоны планеты Рассказывая о контракционистах, я говорил, что некоторые из них стремились стиснуть съежившуюся, остывающую Землю в форму какого-нибудь кристалла. Вспомним, почему? Ученые видели, что различные зоны земного шара, его горные системы, низменности

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

3. Ложные зоны выброски Дополнением к ложным аэродромам являлись ложные зоны выброски. Одновременно с устройством таких аэродромов немцы прибегали к использованию подаваемых партизанами ракетами и кострами сигналов, с тем чтобы вынудить советские самолеты сбрасывать

Из книги Божество 12-й планеты автора Ситчин Захария

Из книги Третий Проект. Том II "Точка перехода" автора Калашников Максим

Зоны охоты Таким образом, дорогой читатель, мы постарались показать, как и на каких полях орудуют метагруппы. Мы постарались хотя бы пунктирно показать, как наш враг оперирует в пространствах экономики, политики и культуры. Теперь сделаем следующий шаг и попытаемся

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

2. Оккупация Германии и оккупационная политика четырех держав Период оккупации, который начался весной 1945 г. и условно закончился с конституированием ФРГ и ГДР осенью 1949 г., - едва ли не самый сложный в послевоенной немецкой истории. Причем работа трех западных верховных

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Аномальные зоны в России Когда заходит речь о загадочных местах планеты, многие думают, что они находятся где-то далеко, в экзотических землях или морях, в труднодоступных уголках земли, где нам никогда не побывать. Но мы зачастую забываем о том, что наши родные края тоже

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Низменности центральной зоны Для низменностей центральной зоны (Петен, долина Белиз) Буллард и другие исследователи сообщают данные, достаточные для понимания размещения населения. Логично, что для поселений выбирались благоприятные места около естественных

Из книги По ту сторону реальности (сборник) автора Субботин Николай Валерьевич

Хрономиражи Пермской аномальной зоны Хрономиражи наверное самое удивительное явление в длинном перечне неразгаданных тайн природы. Как правило, это наблюдение объектов, которые могли бы появиться в данной географической точке мира несколько столетий, а возможно и

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Специальные экономические зоны в Китае Начиная эпоху реформ в Китае и провозглашая принцип «открытости», Дэн Сяопин понимал, что страна остро нуждается в притоке иностранных капиталов и иностранных технологий. Китаю нужна была помощь высокоразвитых капиталистических

Из книги Дикая полынь автора Солодарь Цезарь

"ЗОНЫ", "ПОСТЫ", "СОВЕТНИКИ"… Тормозя и симулируя псевдоотход из Ливана, Израиль создает "зоны безопасности" и размещает их все-таки по ту сторону границы. Эти "зоны" столь оснащены новейшим вооружением, что в любой момент могут быть превращены в зоны массированного

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Жилые зоны Жилые зоны - это дома, постройки и жилища, где жили люди. Педантичные раскопки могут дать информацию о видах деятельности в отдельных жилых зонах, при условии, что дом был отделен от зон хозяйственной деятельности и они не были повреждены более поздними

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

1. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ На всей территории в прошлом занимаемой дулебами летописец фиксирует восточно-славянские племена - полян, древлян, волынян и дреговичей и по обряду погребения, и по вещевому инвентарю представляют полное единство. .

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

2. «Возмещение ущерба» и тюрьма за отрицание «оккупации»: историческая политика в странах Балтии В Риге и Таллине открыты Музеи оккупации, в Вильнюсе в бывшем здании гестапо и НКВД действует Музей геноцида Литвы (посвященный почти исключительно действиям НКВД, а не

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Пограничные зоны и предполье империи Начиная с 1 века до н.э. в Риме были заимствованы древние эллинистические представления, которые отождествляли римское господство с господством над всей ойкуменой, то есть над всем цивилизованным миром по средиземноморским

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Популяции восточной неолитической зоны На востоке Китая (Шаньдун - Цзянсу) самыми ранними неолитическими костными остатками людей являются черепа из погребений Дадуньцзы и Бэйиньянъин, относящихся к ранней стадии культуры цинляньган (IV тысячелетие до н. э.).Из-за

70 лет назад, 17 июля 1945 года открылась Потсдамская конференция — последняя из встреч "большой тройки" глав США, СССР и Великобритании — которая подвела черту под Второй мировой, и возвестила начало атомной эры с ее "холодной войной".

На борту "Принца"

Антигитлеровская коалиция начала складываться 12 августа 1941 года, когда на борту британского линкора "Принц Уэльский" премьер-министр Англии Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт подписали так называемую Атлантическую хартию — документ, призванный определить политическое и экономическое устройство послевоенного мира после победы союзников. 24 сентября того же года к хартии присоединился ряд стран, одной из которых был Советский Союз.

Если уж еще не вступившие в войну США поставили свою подпись под документом, то СССР, ведущему на своей территории тяжелую борьбу с общим врагом, сама судьба велела присоединиться к союзу против нацистов.

"Принц Уэльский" погиб 10 декабря 1941 года в результате атаки японских бомбардировщиков-торпедоносцев, унеся с собой в океанскую пучину 513 членов экипажа во главе с адмиралом Томасом Филлипсом.

Планы уничтожения врага

Судьба антигитлеровской коалиции сложилась куда более успешно. Одной из первых совместных операций союзников стала оккупация Ирана советскими и британскими войсками в августе-сентябре 1941 года. Цель ее было предотвратить захват местных нефтяных месторождений Третьим рейхом и защитить важный транспортный путь, по которому в Советскую Россию осуществлялись западные военные и продовольственные поставки в рамках ленд-лиза.

Присутствие советских и британских войск в регионе позволило провести в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина. Однако первые два года войны "дядюшке Джо" (как называли советского вождя между собой руководители США и Великобритании) было не до конференций — на кону стояло само существование страны.

После разгрома немцев в Сталинграде и на Курской Дуге стало очевидно, что ход Второй мировой войны кардинально изменился в пользу союзников. Пора было переходить к совместным стратегическим планам уничтожения единого противника. Этому и было посвящено Тегеранское рандеву — установлен точный срок открытия Второго фронта в Европе и достигнута договоренность, что после разгрома Германии СССР объявит войну Японии.

Мир куется во время войны

Ялтинская конференция состоялась с 4 по 11 февраля 1945 года уже ближе к театру военных действий — на территории СССР. Судьба как Третьего Рейха, так и императорской Японии, была к этому времени уже настолько ясна и понятна, что союзники занимались уже послевоенным разделом мира.

Ялтинские соглашения сформулировали идеологию Организации Объединенных Наций и заложили на многие десятилетия систему существования стран с различной идеологией. Это была последняя встреча Рузвельта, Сталина и Черчилля — вскоре американский президент скончался.

Ему на смену пришел Гарри Трумэн, политик, который по-иному смотрел на советско-американские отношения, чем Рузвельт. Человек, который в 1941 году заявил о том, что если войну будет выигрывать Германия, США следует помогать России, если же наоборот, то — Германии: "И пусть они как можно больше убивают друг друга". Впрочем, по его словам, ему бы не хотелось ни при каких условиях видеть Гитлера в победителях.

Программа четырех "Д"

Именно Трумэн председательствовал на Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года на территории поверженной Германии. Встреча состоялась в привычном формате трех стран (деголлевская Франция не была допущена к участию) и была посвящена, с одной стороны, разделу имущества, а с другой, предотвращению в будущем попыток возродить немецкий милитаризм.

Гражданам Германии была предложена программа из четырех "Д": денацификация, демилитаризация, демонополизация и демократизация. Упразднялись вооруженные силы (в том числе, генеральный штаб, корпус резервистов и военные училища), СС, СА, СД, гестапо — вместе с другими военными и полувоенными организациями. Оружие и амуницию надлежало сдать союзникам.

Военно-морской флот, как и гражданский, делился между победителями, после того, как СССР не подержал предложение Англии затопить все корабли. Производство нового вооружения прекращалось. От фабрик и заводов требовались исключительно мирная продукция.

Отделение зерен от плевел

Запрещалась нацистская партия со всеми своими филиалами и подконтрольными учреждениями. Нацистские законы отменялись. На конференции было особо подчеркнуто, что в новой Германии недопустима любая правовая дискриминация — политическая ли, расовая ли.

Военные преступники и те, кто помогал им, должны были быть арестованы и судимы. Ими с 20 ноября 1945-го по 1 октября 1946 года занимался Нюренбергский международный трибунал, вынеся 10 смертных приговоров. Впоследствии, в 2002 году, был создан постоянно действующий Международный уголовный суд.

"Рыбешки" помельче подлежали люстрации: те члены НСДАП, которые были активными участниками нацистской партии, подлежали увольнению с общественных постов и ответственных должностей в частных предприятиях. Их следовало заменить людьми, которые не участвовали в преступлениях режима. При этом подчеркивалось, что никто не собирается ввергать немецкий народ в рабство.

Разделяй и властвуй

Было покончено и с монополией одной партии — теперь разрешались все. Демократического, естественно, характера. Не стало и единого германского правительства. Его заменили различные департаменты, согласующие свою деятельность с союзным Контрольным Советом.

Памятуя о том, что сильной Германия стала, объединившись под крепкой рукой "железного" канцлера Отто фон Бисмарка, союзники разделили страну на несколько оккупационных зон, а также изрядно сократили ее территорию. От Германии отпали Восточная и Западная Пруссии, Силезия и почти вся Померания. Эти земли щедрой рукой отдали исстрадавшимся за годы войны полякам. Исключением стала треть Восточной Пруссии, которая отошла к Советскому Союзу и стала вскоре Калининградской областью.

Такая щедрость по отношению к полякам была проявлена неспроста. Еще с Тегеранской конференции между союзниками (в основном, англичанами и русскими) шли споры о новой Польше — кто будет управлять этой страной? Лондонское правительство в эмиграции или новые прокоммунистические силы, поддерживаемые СССР?

"Польский ход" Сталина

Сталин сделал хитрый ход. Отдавая полякам немецкие земли, с одной стороны, он давил прусский милитаризм, с другой компенсировал гордым панам отобранные у них (еще до Великой Отечественной) Западную Украину, Западную Белоруссию и часть Литвы.

Советская делегация настаивала, чтобы польско-германская граница проходила по рекам Одер и Нейсе. Таким образом, послевоенная Польша "сдвинулась" с Востока на Запад. Американцы поддержали это предложение. Что касается англичан, то неуступчивый консерватор Черчилль 26 июля проиграл парламентские выборы лейбористу Клементу Эттли, который на конференции был более сговорчивым в "польском" вопросе.

Помимо этого, высокое собрание постановило переселить всех фольксдойчей из Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии на историческую родину, тем самым лишая их возможности когда-либо служить "троянскими конями" (как это было с судетскими немцами в 1938-м), а также спасая от расправы со стороны местных жителей.

Последний враг

Если прибегнуть к сравнению Германии с машиной, то на Потсдамской конференции союзникам надлежало начать разбирать агрегат до последних винтиков, чтобы выбросив лишнее, смазать и собрать заново. Трудность задачи состояла в том, чтобы (условно говоря) пулемет превратился в сеялку. Как показало будущее — в общем и целом это удалось.

Однако Вторая мировая война еще не закончилась — оставалось разбить Японию, которая, несмотря на серьезные поражения в ходе войны на Тихом океане, оставалась еще способной "показать клыки". При этом союзники преследовали собственные цели.

К началу Потсдамской конференции у США появился мощный козырь в виде атомной бомбы, с помощью которой Трумэн намеревался быстро вывести Японию из войны, а заодно показать всему миру, что Америка является самой сильной страной.

На сопках Маньчжурии-1945

Но делать ставку только на ядерное оружие американский президент не мог. Одна лишь Квантунская армия, располагающаяся в северном Китае и Корее, несмотря на устаревшую технику, насчитывала к началу августа 1945 года около 1 миллиона 300 тысяч человек.
Без помощи СССР быстро справиться с вооруженными силами страны Восходящего солнца было довольно непросто — японцы компенсировали свое качественное и количественное отставание от союзников предельным фанатизмом, самым ярким примером которого стали летчики-камикадзе.

Требовалась 100-процентная гарантия победы. И Сталин ее дал, подтвердив на конференции, что спустя три месяца после разгрома Германии СССР вступит в войну против Японии — 9 августа 1945 года. У него был свой расчет: он хотел сполна расплатиться с самураями за унижение русско-японской войны 1904-05 гг, оккупацию Дальнего Востока в годы гражданской войны и многочисленные локальные войны 30-х годов. А также, вернуть оккупированные японцами земли, в частности, часть Сахалина.

Непримиримые противоречия

Потсдамская конференция стала "лебединой песней" столь тесного сотрудничества трех стран на долгие годы. В условиях, когда общий враг уже не объединял усилия столь разных государств, на первый план начали выходить противоречия между победителями — геополитического и идеологического свойства. А генштабисты уже разрабатывали планы войны друг против друга.

Через много лет, 9 мая 2010 года, в ходе парада в Москве, по Красной площади вместе со своими российскими коллегами прошли военнослужащие из стран антигитлеровской коалиции — США, Великобритании, Франции, Польши. Это было напоминание о том, что Победа в самой кровопролитной войне ковалась общими усилиями.

1. Каковы были основные итоги Потсдамской конференции? В чем заключалась программа четырех «д»?
2. Какие территориальные потери понесла Германия по итогам Второй мировой войны? Как решился вопрос немецкого населения вне границ оккупационных зон?
3. Какой механизм управления оккупированной Германией сформировали союзники? Каковы были особенности позиции СССР по вопросу об управлении Германией?
Главным форумом, на котором решалась судьба Германии, стала Потсдамская (Берлинская) конференция (17 июля - 2 августа 1945 г.). Она завершилась подписанием двух документов - Протокола Берлинской конференции трех великих держав и обширного Сообщения о Берлинской конференции трех держав (2 августа 1945 г.), состоявшего из 15 глав. В этих документах были зафиксированы основные принципы будущей политики победителей в отношении Германии. В Потсдамской конференции принимали участие представители только трех великих держав (СССР, США и Великобритании). Франция была приглашена присоединиться к потсдамским решениям позднее и официально примкнула к ним в начале августа 1945 г.
Ключевым элементом будущего урегулирования германских дел, согласно тексту Сообщения о Потсдамской конференции, должна была стать так называемая программа четырех «д»: демилитаризации, декартелизации, денацификации, демократизации послевоенной Германии. В стране предстояло разрушить основы военного производства, запретить создание крупных промышленных объединений монопольного типа, провести политическую чистку в целях отстранения от политической жизни бывших активистов нацистского режима, провести пересмотр учебных программ и перестройку системы воспитания и образования для искоренения идеологии реванша, расовой исключительности и национализма.
Ключевое слово
Денацификация - совокупность мероприятий по очищению послевоенного общества, прессы, культурной, экономической, правовой, образовательной и политической сфер Германии и Австрии от любых форм нацистской идеологии. Был совершен суд над нацистскими преступниками, полностью сменены образовательные и научно-гуманитарные программы в обеих странах.
По решению конференции от Германии отделялись территории Восточной Пруссии и большей части Померании и Силезии. Конференция в принципе соглашалась с передачей Советскому Союзу восточной части Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом (совр. Калининград), причем США и Великобритания обязались поддержать это решение на будущей конференции о предстоящем мирном урегулировании. Относительно границ Польши в сообщении конференции говорилось, что Польша получит западную часть Восточной Пруссии и земли к востоку от линии Одер-Западная Нейсе - эти районы и соответствовали историческим областям Померании и Силезии. Восточная граница
Германии должна была отныне проходить по линии река Одер-река Западная Нейсе.
В ходе потсдамских обсуждений было решено осуществить перемещение в западные районы Германии этнического немецкого населения, проживавшего ранее на отделяемых от Германии территориях советской и польской частей Восточной Пруссии, в переходивших к Польше Померании и Силезии, Судетской области (возвращенной Чехословакии), а также ряде районов Венгрии. Решения о перемещении населения официально затронули судьбу 6,5 млн немцев. На самом деле поток беженцев было гораздо больше.
В соответствии с постановлениями Потсдамской конференции в г. Нюрнберге (в Баварии) с ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. был проведен показательный суд над нацистскими военными преступниками, в результате которого ряд высших деятелей бывшей нацистской партии и Германского рейха были признаны виновными в преступлениях против человечества и казнены.
Территория Германии за вычетом отделенных от нее областей была разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. Город Берлин, оказавшийся в центре советской зоны оккупации, после его взятия советскими войсками (при участии американских частей) в мае 1945 г., был таким же образом разделен на четыре сектора. Для проведения скоординированной политики в оккупационных секторах Германии был сформирован Контрольный совет как верховный орган четырех держав в отношении германских дел. Он состоял из главнокомандующих оккупационными войсками союзных держав в Германии и принимал решения на основе единогласия.
Конференция постановила создать Совет министров иностранных дел (СМИД), на который была возложена обязанность, во-первых, решать текущие вопросы управления оккупированной Германией, а во- вторых, готовить общую конференцию для заключения мирных договоров со странами - бывшими союзницами Германии и урегулирования вопроса о бывших итальянских колониях.
Потсдамские решения в отношении Германии не имели статуса международного договора и не подлежали ратификации. Зафиксированные в них положения при всей их важности носили предварительный характер, окончательные решения относились на будущее - время, когда в Германии будет образовано новое законное центральное правительство.
Потсдамская конференция, казалось, заложила прочные основы сотрудничества держав по германской проблеме. Однако интересы победивших держав в вопросах оккупационной политики стали расходиться. Первыми спорными вопросами оказались репарационные платежи и свобода перетоков товаров и финансовых ресурсов между советской и западными зонами оккупации.
Понеся огромные потери в войне, СССР считал себя вправе получить их должное возмещение за счет германской стороны. Он настаивал на выделении ему большой доли репарационных выплат. Во время Ялтинской конференции президент США Франклин Рузвельт фактически согласился с тем, что советская сторона должна получить с Германии до 10 млрд долл. репараций. В ходе переговоров советской, американской и британской делегаций в Лондоне в рамках репарационной комиссии стороны пришли к общему мнению, что из общей суммы немецких репарационных платежей СССР и Польша должны получить 50%, Великобритания и США - 40%, а остальные страны-члены антигитлеровской коалиции - 10%. В принципе в Вашингтоне были согласны с тем, что советская сторона должна получить до 25% демонтированного союзниками в Руре оборудования. Западные партнеры, признавая справедливость советских требований изначально, со временем стали считать их чрезмерными.
Ключевое слово
Репарации - форма материальной компенсации за ущерб от войны. Налагается
на побежденную страну, если ее признают виновной в развязывании конфликта.
Москва предпочитала получать репарационные выплаты от Германии в форме текущей товарной продукции в интересах собственной промышленности. Однако советские оккупационные власти не соглашались сотрудничать с западными коллегами в обеспечении продовольственных поставок из восточной зоны в западные. Восточные районы были до войны житницей Германии, и отказ советских властей отправлять продовольствие в западные регионы поставил их в тяжелое положение.
Контрольный совет не справлялся с задачей управления Германией как единым экономическим целым. Связи между частями страны не восстанавливались. Следствием было нарастание признаков экономического бедствия. Нестабильная финансовая система послевоенной Германии страдала от роста инфляции и дефицита. Ситуация становилась отчаянной: речь шла не о восстановлении нормального экономического развитии, а о спасении населения от голода. Американские исследователи отмечают, что к началу 1946 г. немцы в некоторых районах западных секторов были на грани голодной смерти.
Минимум знаний
Послевоенное восстановление Германии опиралось на принципы денацификации, демилитаризации, декартелизации и демократизации.
Восточная Пруссия, большая часть Силезии и Померании отошли к Польше и СССР. 6,5 млн немцев были переселены из этих земель и, в целом. Восточной Европы преимущественно в оккупационные зоны западных стран.
Территория Германии была разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. Берлин был также разделен на четыре сектора. Для координации управления Германией был создан Контрольный совет, для решения текущих вопросов управления и подготовки мирных договоров с Германией и ее бывшими союзниками был создан Совет министров иностранных дел. СССР и Польша должны были получить 50% от общей суммы репараций, которые СССР предпочитал взимать в форме текущих товарных поставок. Особенность позиции СССР заключалась в отсуствии стремления к воссозданию общегерманского рынка и отказе от осуществления поставок продовольствия в западные зоны оккупации.

Статьи по теме