Конспект по коммуникации в средней группе. Конспект занятия в средней группе по коммуникации "животные севера". Дидактическая игра «Собери картинку»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1

Конспект открытого занятия

по образовательной области «Коммуникация»

в средней группе

для слушателей методического объединения воспитателей

МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1

Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»

Подготовила и провела:

Руководитель МО воспитателей,

г. Воркута

Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда».

Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

« Задачи:

1. Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами; развивать умение составлять описательный рассказ по предметной картинке; упражнять детей в словообразовании .

2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Отгадывание загадок на тему посуда.

Материал

Круги разного цвета (2 желтых, 2 красных, 2 синих); цветные конверты трех цветов; Д\и «Найди пару»; посуда: кастрюля, чайник, чашка, тарелка, сковородка, сахарница, селедочница, масленка, кофейник; «заколдованные листочки».

Словарная работа

Посуда, кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, чашка, салатник, сахарница, селедочница, масленка, молочник, салфетница.


Ход занятия Вводная часть

Ребята сегодня на занятие к нам пришло много гостей, давайте
поздороваемся.

Постановка мотивации

- Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте
загадку.

Она бывает разная стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая.

В цветочек, горошек, листочек.

Но всем нужна для одного.

Покушать вкусно из неё. (Посуда.)

Актуализация личного опыта ребенка

Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть эти
письма нам необходимо выполнить задание «Найди пару».

У каждого из вас на груди кружочки разного цвета, я закрою глаза, а вы
быстренько найдете свою пару. (Дети по парам делятся на три команды
желтые, красные, синие.) Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт, синие получают синий конверт.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки.

Введение нового материала

Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас
получилось? (Ответы детей.)

Ребята, что это такое? (Показывает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.) Для чего используется кастрюля?

А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая, компота.)

А это что? (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький и т. д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник.

Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы (сковорода).

Ребята, мне кажется, что мы засиделись, давайте отдохнем.

Физминутка

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два

Заниматься нам пора!

Когда все картинки будут висеть на доске воспитатель предлагает их сравнить.

Посмотрите, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля,
сковорода).

А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник.)

А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)

Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у
тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не
бьется, а тарелка может разбиться).

Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)

Вот сколько много вы рассказали об этих предметах. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

Посуда - это хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

Зрительная гимнастика (с использованием тренажера «Звездочка»)

Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара - это
что? (Сахарница.) Посуда для селедки - это что? (Селедочница.) Посуда для
салата - это что? (Салатница.) Воспитатель следит, чтобы дети правильно
выговаривали все слова. Посуда для кофе? (Кофейник.) Посуда для молока?
(Молочник.) Посуда для масла - это что? (Масленка.)


Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материал

Давайте вместе накроем стол к обеду. Постелем на него скатерть. Я буду вас вызывать, и вы будите брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол селедочницу, салатницу, масленку и др. Воспитатель обязательно просит называть предмет посуды, добивается, чтобы ребенок правильно произносил слово. Особенно следует обратить внимание на слово селедочница, которое дети, как правило, выговаривают неправильно.)

Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята?

Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (Предложения детей. Если дети не догадаются, то воспитатель предлагает им назвать предметы, из которых не едят и в которых не готовят еду.) Да, это ваза и салфетница.

Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нам
нужны для еды и для ее приготовления, называются одним словом - посуда.

Игровое упражнение на развитие слухового внимания

Ребята, сейчас я вам буду называть различные слова, если вы услышите
название посуды, хлопайте в ладоши, если название другого предмета
топайте ножками.

Артикуляционная гимнастика

Ребята когда попьют чай, что надо сделать с посудой? (Вымыть.)
Упражнение «Мытье посуды».

С-с-с.......... бежит водичка. Этот звук любит улыбку.

Речемыслительный тренинг

В конце воспитатель подводит итог:

Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом - посуда. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)

А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла

Например салатница, или из глины.)

Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да,
разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо
обращаться очень бережно. Когда вы будите дежурить вспомните об этом.

После еды что делают с посудой? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры.

Рефлексия занятия

Ребята, посмотрите у нас на доске висят магниты если вам занятие понравилось возьмите красный магнит, а если нет то черный.

Что вы расскажите родителям о нашем занятии?

Чему мы можем научить малышей?

Ребята, вы очень хорошо занимались и за это я подарю вам
«заколдованные листочки», которые вы расколдуете вечером с помощью
красок.

Занятие по коммуникации в средней группе.

Воспитатель: Антонюк К.С.

Тема: Беседа о домашних животных. Дидактическая игра: «Назови правильно».

Цель: формирование представления о домашних животных.

Задачи:

1. Учить детей классифицировать домашних и диких животных, рассказывать о домашних животных с помощью вопросов воспитателя;

2. Учить употреблять в речи существительные, обозначающие детенышей домашних животных;

3. Учить детей четко произносить слова чистоговорки, сочетая её с движениями рук;

4. Развивать артикуляцию, уточнить и закрепить правильное произношение звука «Т»;

5. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Оборудование: Музыкальная игрушка – котенок, иллюстрации домашних и диких животных, музыкальное сопровождение к игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по коммуникации в средней группе.

Воспитатель: Антонюк К.С.

Тема: Беседа о домашних животных. Дидактическая игра: «Назови правильно».

Цель: формирование представления о домашних животных.

Задачи:

  1. Учить детей классифицировать домашних и диких животных, рассказывать о домашних животных с помощью вопросов воспитателя;
  2. Учить употреблять в речи существительные, обозначающие детенышей домашних животных;
  3. Учить детей четко произносить слова чистоговорки, сочетая её с движениями рук;
  4. Развивать артикуляцию, уточнить и закрепить правильное произношение звука «Т»;
  5. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Оборудование: Музыкальная игрушка – котенок, иллюстрации домашних и диких животных, музыкальное сопровождение к игре.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Приглашаю вас опять

Заниматься и играть!

Гость пришел к нам на занятие,

Кто он? Слушайте внимательно!

(звучит мяуканье котенка)

Кто это? (котенок)

Педагог достает котенка: «Зовут его Том».

Педагог предлагает детям погладить котенка и при этом произносит слова потешки:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,ы

Зубки белые!

II Основная часть.

  1. Сообщение темы и цели.

Ребята, а котенок это кто? (домашнее животное)

Почему это домашнее животное? (живет рядом с человеком и человек за ним ухаживает)

Ребята, мы сегодня поговорим о домашних животных и их детенышах.

2. Артикуляционная гимнастика.

Вы видели, как котенок лакает молочко? Как он это делает? Он вытягивает язычок вперед, затем поднимает кончик языка вверх и язычок возвращается в ротик. Представьте, что вы маленькие котята. Идите ко мне, я напою вас вкусным молоком.

(Воспитатель ставит на стол воображаемую миску с молоком и подзывает «котят» к себе.)

Лакайте, котята, молочко. Попили? (да)

Как котята облизываются?

Вам понравилось молочко? Расскажите, какое молочко? (теплое, вкусное, сладкое, белое…)

3. Проговаривание чистоговорок на звук "Т".

Давайте поиграем. Будем четко и громко проговаривать чистоговорки про кота на звук «Т».

Дети по очереди соединяют большой палец с остальными при произнесении слогов. На вторую часть чистоговорки поочередно воспроизводят хлопки и соединяют кулачки.

Та-та-та-та- хвост пушистый у кота.

Ту-ту-ту-ту- привязали бант коту.

От-от-от-от- под столом играет кот.

(Воспитатель проговаривает, проговариваем вместе с детьми, громко, тихо).

Молодцы! Том, тебе понравилось, как ребята старались четко проговаривать чистоговорки? (кот мурлыкает)

4.Классификация животных.

Я сегодня принесла вам много картинок, на них изображены животные. Выберите картинки с домашними животными и назовите их. (собака, кошка, лошадь, корова, свинья)

Кто это? (Мама – кошка, папа – кот, детеныш – котенок)

Расскажите о кошке. Какая она? (большая, пушистая, красивая, игривая)

Что умеет делать кошка? (Кошка мяукает, лакает молоко, мурлычет, ловит мышей, играет)

Где живет кошка? (Кошка живет в доме)

Чем кошка помогает человеку? (Кошка ловит мышей)

(Аналогично рассказывается о всех животных)

Каких животных мы выбрали? (домашних)

Почему это домашние животные? (они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает)

Кто у нас остался? (медведь, лиса, заяц)

Почему вы их не выбрали? (это дикие животные)

Почему они дикие? (они живут в лесу, человек не ухаживает за этими животными, они сами находят себе еду, сами за собой ухаживают, выращивают потомство)

5. Дидактическая игра: «3-й лишний».

На доске ряд животных: коза, волк, корова; белочка, овца, лошадь.

Какая картинка здесь лишняя? Почему?

6. Физ. Минутка.

«У щеночка шерстка».

У щеночка шерстка,

Шерстка, шерстка, шерстка,

Шерсточка везде.

На лбу, ушах,

На шеи, на локтях,

На носах, на животах,

На коленках и носках.

(Также: У коровы пятна…

У котенка шерстка…)

7. Дидактическая игра: «Назови правильно»

Ребята, поиграем в игру «Назови правильно»

К нам смешинки прилетели,

Нас проверить захотели.

До упада хохотали,

Нам загадки загадали,

Перепутали слова,

Разобрались мы едва.

Птицы, звери всех мастей.

Как зовут у них детей?

У коровы – коровенок?

Мы в ответ кричим: - Теленок!

У свиньи сынок свиненок?

Мы смеёмся: - Поросенок!

У лошадки – лошадёнок?

Мы хохочем: - Жеребёнок!

Кто у курочки? Курята?

Мы хихикаем: - Цыплята!

У овечки кто – овчонок?

Отвечаем мы: - Ягнёнок!

У собаки собачонок?

Нет! Щенок её ребёнок!

Хорошо мы поиграли,

Все загадки отгадали!

8. Театрализованная игра: «Веселые превращения».

Ой, ой, ой, ой, ой, ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками замахал,

Всех ребят заколдовал.

Эй, ребята, вы ребята – котята? (да)

Как мяукают котята?

(Дети, под музыкальное сопровождение, имитируют движения котят и мяукают, меняя силу голоса, - мяу, мяу…)

(Затем щенята, жеребята)

К нам пришли друзья – зверушки,

Собрались все на опушке,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали. Ура!

III Итог.

Я думаю, что котику понравилось с вами заниматься. (Котик мяукает)

О ком мы сегодня говорили?

Что мы еще делали?

Что вам понравилось?

А мне понравилось, что вы были внимательными и активными. Молодцы. Спасибо.

Ребята, вы хотите пригласить котика к нам в гости в следующий раз?

Дети просят игрушку кота: «Приходи к нам еще! С тобой интересно! Будем тебя с нетерпением ждать!»

Котик, соглашаясь, мяукает, машет лапкой и «уходит».


Оксана Дорман

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план; подбирать признаки к словам, согласовывать

прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас по лексической теме «Сказки»;

Закрепить навыки детей пересказа сказок;

Расширить словарный запас;

Закрепить название русских сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

Предварительная работа:

1. Рассматривать иллюстраций к сказкам.

2. Загадывание загадок о сказках.

3. Показ сказки «Три медведя», «Колобок», «Репка» (Настольный театр).

Методический прием:

1. Наглядный: (показ) .

2. Словесный: художественное слово, беседа, загадывание загадок, рассказ, чтение стихов, вопросы к детям.

3. Игровой: сюрпризный момент.

Материал, оборудование : перья Жар птицы, сказочная ель, мяч, иллюстрации к сказкам, фигуры курицы, деда, бабы, мышки, музыка песня «Чудо сказки», «Сказочная страна», маски и костюмы для драматизации сказки, схема для рассказывания.

Организационный момент.

Дети заходят в группу, становятся в круг. Произносят слова

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Здравствуйте ребята, слышите кто то стучится к нам в окно, давайте посмотрим кто это. (достает перо Жар- птицы.).

Посмотрите. кто то потерял такое красивое перо, вы не знаете чье оно? Помните к нам прилетала Жар птица и у нее были такие же перышки, наверно что то с ней случилось и ей нужна помощь, а где живет Жар птица? (В стране сказок).

Ребята, а вы любите сказки? (Да) И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные.

А как вы думаете, кто живет в стране сказок? (сказки, сказочные герои)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну, что бы найти Жар птицу. А поможет нам в этом волшебная музыка, возьмёмся все за руки и закроем глаза. Готовы? Все закрыли глаза? Отправляемся в путь в мир Чудес и Волшебства! (звучит музыка)

Воспитатель :Ребята, вот мы и в сказочной стране. Только, где же нам искать Жар птицу? Посмотрите, это волшебное перышко Жар птицы, он нам будет подсказывать дорогу в этой стране. Но на пути нам могут встретиться препятствия, и их нужно будет преодолеть. Чтобы перышко указало дорогу, нужно сказать волшебные слова: «1,2,3 волшебное перышко покажи, где Жар птицу нам найти!» Давайте скажем эти слова. (Дети повторяют слова. Перышко «летит»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда прилетело перышко? Нас встречает сама Маша с медведем.

1. Игра «Назови сказку». Детям загадываются загадки знакомых сказок, они выбирают ответы из них по иллюстрациям.

Загадки

1. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

2. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

3. Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.


4. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

5. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

6. Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.

(Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка)

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием. Скажем волшебные слова и отправимся дальше на поиски. «1,2,3 волшебное перышко покажи, где Жар птицу нам найти!»

Ребята, посмотрите, где мы оказались? (На лесной полянке) Кто здесь спрятался в траве (находят сказочных героев). Давайте про них расскажем чистоговорки.

2. Чистоговорки

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо,

Цок – цок - цок – дед разбить яйцо хотел,


Ба- ба- ба – баба, деду помогла,

Ру- ру- ру – мышка спряталась в нору,

Се-се-се – очень рады были все.

Воспитатель: О какой сказке чистоговорки? (Курочка ряба). Молодцы!

Посмотрите кого я нашла еще на полянке. (достает игрушку Буратино)

Кто это из какой сказки? Он хочет поиграть с нами в игру

3. Игра «Какой он?»

(игра с мячом, воспитатель бросает мяч, говорит сказочного героя, ребенок в ответ какой он). Поиграем ребята? (да)

Колобок- желтый, маленький, вкусный;

Заяц - трусливый, серый, маленький:


Волк - серый, большой, зубастый, злой;

Медведь -большой, коричневый, сильный;

Лиса - рыжая, хитрая, красивая;

Бабушка, дедушка - добрые, старенькие.

Из какой сказки герои? (колобок)Мы с вами не много устали, давайте отдохнем выполним физкультминутку, которая так и называется колобок. (дети рассказывают выполняют движения)

4. Физкультминутка

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Воспитатель : Отдохнули, но Жар птицу так и не нашли, давай те скажем еще раз волшебные слова «1,2,3 волшебное перышко покажи, где Жар птицу нам найти!» Смотрите какой сундук, а на нем замок, там наша Жар птица. Что б замок открыть нужно справится с заданием.


5. Игра «Назови правильно сказку»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

«Даша и медведь» - «Маша и медведь»;

«Волк и семеро котят» - «Волк и семеро козлят»;

«Утки-лебеди» - «Гуси-лебеди»

«Три козленка» - «Три поросенка»,


Молодцы, вот и свободна Жар птица, ее похитил Кощей Бессмертный, хотел что бы все на Земле забыли сказки, но мы ее освободили и что бы ее развеселить и успокоить покажем сказку которая называется.

6.«Репка» (дети показывают драматизацию сказки)




Жар птица благодарит детей за ее освобождение и дарит иллюстрации – разукрашки любимых сказок. Дети благодарят.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете сказки. Ребята, а вам понравилось в стране сказок? Чему она нас учит?

Давайте споем песню, которая называется «Чудо сказки»

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ну а нам пора прощаться, в детский сад возвращаться и со сказкой расставаться

Публикации по теме:

«В стране сказок». Занятие по развитию речи во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: закреплять умение пересказывать художественное произведение; учить.

Программное содержание. Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить.

Конспект итоговой контрольной НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Задачи: - Закрепить название геометрических.

Конспект итоговой НОД по математике и коммуникации во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Цель: закрепить и уточнить знания детей.

Рабочая программа

Направление

«Познавательно – речевое развитие»

Образовательная область "Коммуникация"

для детей средней группы

Составила: педагог дополнительного образования

Сирота Светлана Леонидовна

1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

В исследованиях Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

С учетом психических и физических особенностей и строится работа по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы. Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников.

Программа разработана на основе «Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, опирается на разработки концепции дошкольного образования, на федеральный закон " Об образовании", анализ научно- методической литературы по проблеме.

Используемые программы.

Программа основывается на педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет". Издательство Ювента, Москва 2010 год.

Дополнительные программы.

1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина " Программа развития речи детей пятого года жизни" ("Развитие речи детей 4-5 лет" Москва издательский центр " Вента-Граф"2009г.)

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва Мозаика-синтез 2011г.

3. " По дороге к азбуке" ООО БАЛАСС 2007г.

2. Основные цели и задачи реализации образовательной области "Коммуникация"

Цель: комплексное развитие познавательно- речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Развивать умение говорить и слушать;

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащать активный и пассивный словарь;

Развивать звуковую культуру речи детей;

Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

Развивать артикуляционный аппарат;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Способствовать развитию графических навыков,

Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

3.Связь с другими образовательными областями.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

"Познание"

Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.

"Социализация"

Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству,

"Художественное творчество"

Развитие продуктивной деятельности детей,

развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Месяц

Тема

Образовательная

область

Цели

Методические приемы

сентябрь

1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий».

"Коммуникация"

" Физическая культура"

"Социализация"

" Художественное творчество"

"Здоровье"

"Познание"

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

2." Знакомство с многообразием слов, моделированием".

"Коммуникация"

" Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"Познание"

Учить понимать и правильно употреблять термин " слово". Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Знакомить с многообразием слов. Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать моторику пальцев рук. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Игровое упражнение " Назови правильно"

Игровое упражнение" Кто внимательный"

Физкультминутка"

Игра " Встреча друзей"

Игра "Загадки-обманки"

3.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов

(длинные, короткие) .

" Коммуникация "

" Социализация"

" Физическая культура"

" Художественное творчество"

"Здоровье"

"Познание"

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки

Игровое упражнение

"Соедини правильно"

Игра " загадки- отгадки"

Физкультминутка. Игра

"Встреча друзей"

Игра " Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

" Коммуникация"

"Социализация"

"Физическая культура".

" Художественное

творчество"

"Здоровье"

"Познание"

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение

" Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение

" Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

Октябрь

5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

"Коммуникация"

" Социализация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Познание"

Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже. Учить делить слова на слоги. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Игровое упражнение

" Загадки и отгадки"

Игровое упражнение

"Соедини правильно"

Физкультминутка

"Игра с пальчиками"

Игра " Раздели правильно".

6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

" Коммуникация"

"Социализация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Познание"

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Игровое упражнение

" Раздели правильно"

Игровое упражнение " Загадки и отгадки"

Физкультминутка

" Игра с пальчиками"

Игровое упражнение "Кто кого".

7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках.

"Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Познание"

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.

Игровое упражнение

" Соедини правильно"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек. Заучивание стихотворения

Я. Козловского.

"Коммуникация"

"Социализация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Чтение художественной литературы"

"Познание"

Продолжать учить делить слова на слоги, подбирать к слову схему. Продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух. Подбирать слова, схожие по смыслу.

Игра "звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Скажи правильно"

Физкультминутка "Зарядка"

Заучивание стихотворения

Я. Козловского

Ноябрь

9.Звуки "С-СЬ" (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

"Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

"Познание"

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. Учить различать и произносить изолированно звуки " С-СЬ" в словах, во фразовой речи. Учить интонационно выделять звуки "С-СЬ" в словах и фразовой речи. Развивать поэтический слух. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля

Игровое упражнение "песенка насоса"

Игра " Подскажи словечко"

Физическая культура "Пальчики".

Рисование "Раскрась листья"

10.звуки "З-Зь "

(песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика

"Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

.

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь". Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу

Игровое упражнение

" Поймай комара"

Игра " Загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра

«Зайке холодно сидеть»

Заучивание стихотворения

Б. Заходера.

Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник".

11.

" Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

"Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь". Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу.

Игровое упражнение

"Помоги животным найти домик"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение

"Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть".

Игра " Кто внимательный"

12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира.

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной

литературы"

"Познание"

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа

А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка.Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

Декабрь

13.Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки."

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

" Чтение художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Познание"

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах.

Учить четко и ясно произносить звуки. Продолжать знакомить с термином " согласный звук". Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предмета. Развивать графические навыки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение

" будь внимательным"

Физкультминтутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

14. Звук"Ж"(песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко

Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Художественное Творчество"

"Познание"

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек повторение стихотворений.

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной литературы"

"Познание"

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

Игровое упражнение

"Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

" Повторяем стихи"

16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток.

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной литературы"

"Познание"

Учить интонационно выделять согласный звук "Щ" в словах, учить определять и называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать поэтический слух. Развивать графические навыки. Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение

"Соедини правильно"

Игра с мячом " Назови скорее"

Рисование " Дорисуй щетки"

Заучивание стихотворения.

Январь

17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов

Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Здоровье"

" Чтение художественной литературы"

"Познание"

Учить интонационно выделять звук "Ч" в словах. Продолжать знакомить с термином " звук" и называть первый звук в слове. Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игра " Загадки и отгадки"

Игровое упражнение " Будь

внимательным".

Физкультминутка" часы"

Игровое упражнение

" Помоги девочке"

18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

"Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура""

"Познание"

Способствовать развитию фонематического слуха. различать согласные звуки "Ч-Щ".Продолжать делить слова на слоги, используя модель слова. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. инициативу в решении познавательных задач.

Разучивание потешки

Игровое упражнение

"Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра " Черепахи"

Игра "Кто внимательный".

19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской.

"Здоровье"

"Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "р-рь". Учить интонационно выделять звуки "р-рь" в словах. Учить выразительно читать стихотворение. Способствовать зрительному и слуховому вниманию. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Игровое упражнение

"как поет мотор"

Игра "загадки и отгадки"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения

20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой

"Здоровье"

"Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Познание"

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения. Передавать свое отношение к окружающему. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать графические навыки.

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка " Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

Февраль

21. Звуки "М

МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

"Здоровье"

"Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

22. Звуки "Б-БЬ". моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.

Социализация"

"Коммуникация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Познание"

Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровые упражнения

"Подскажи словечко"

"Раздели правильно"

Игра " Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра " Буратино"

Заучивание стихотворения.

23. Звуки "К-КЬ," закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной

литературы"

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими звуками "к-кь" .Учить интонационному выделению звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить выразительно читать стихотворение. Развивать активную речь, развивать графические навыки.

Игровое упражнение

" Назови первый звук"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутка, Игра "Пальчики"

Игра " Найди и раскрась"

Заучивание стихотворения.

24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной литературы"

"Познание"

Учить называть изолированно твердый согласный звук "г". Учить называть первый звук в словах. Учить выразительно читать стихотворение. Учить, выделяя характерные признаки отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно- образное мышление. Развивать графические навыки.

Игра " Подскажи словечко"

Упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

Март

25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках

Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

" Художественное

Творчество"

"Познание"

Учить называть изолированно твердый согласный звук "Г".Учить называть первый звук в словах.Развивать активную речь. Формировать интерес к речевой деятельности

Игровое упражнение

" Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра "пальчики"

Игра "Скворечник"

26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Художественное

творчество"

"Познание"

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К" .Учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит.Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра " скворечник"

Заучивание стихотворение.

27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения

М. Дружининой.

Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Познание"

Способствовать развитию фонематического слуха. Учить называть изолированно звуки "Д-ДЬ", учить называть первый звук в словах.Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Игра" Загадки и отгадки"

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

Физкультминутка. Игра "Птички"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения

В. Берестова.

Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Познание"

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "Т-ТЬ", учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков в словах. Учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные и короткие) развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения

Игровое упражнение "Назови первый звук"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка.Игра "Часы"

Рисование "Тучи и зонтик"

Заучивание стихотворения.

Май

29. Звуки "Д-ДЬ","Т-ТЬ",моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Коммуникация"

"Социализация"

" Физическая культура"

"Здоровье"

"художественное творчество"

" Чтение художественной литературы"

"Познание"

Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки д-дь, т-ть. Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение " Обведи правильно"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка

Рисование "домик"

Повторяем стихи.

30. Закрепление пройденного материала (звуки "З-ЗЬ","ж","С-СЬ")

Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Познание"

Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах.Способствовать развитию графических навыков. Формировать навык самоконтроля.

Игра "Загадки-обманки"

Игра "Карусель"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "Кто в каком домике живет".

31" Закрепление пройденного материала. Звуки

"Р-РЬ", "Ш", моделирование.

"Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Познание"

Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть заданный звук четко, Закреплять умение называть первый звук. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Способствовать развитию графических навыков.

Игра "Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка

Игра "Загадки и отгадки"

32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ", "Б-БЬ".

"Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Познание"

Продолжать учить называть первый звук в словах. Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. Учить выразительно читать стихи. Способствовать развитию графических навыков. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра "необычный цветок"

Игра "Раскрась и обведи правильно"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "Березка"

Повторяем стихи.

33.Закрепление пройденного материала.

"Здоровье"

"Коммуникация

"Социализация"

"Физическая культура"

"Чтение художественной литературы"

"Познание"

Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать делить слова на слоги. Развивать активную речь, отвечать на вопросы. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать внимание, наглядно - образное мышление.

Игра " Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение

"Необычный цветок"

Физкультминутка

Отгадывание загадок. Игровое упражнение «Раздели правильно»

5.Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:

Интегративные качества.

Познавательно- речевое развитие детей.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Эмоционально- отзывчивый.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной, речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.

Физически развитый.

Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

Учебно-методическая литература.

1. Веракса Н.Е., КомароваТ.С., Васильева М.А. " Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", Москва, Мозаика-синтез 2011г.

2. . Колесникова Е, В. " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет". Издательство Ювента Москва 2010г.

3. Волина Т.И." Занимательное азбуковедение". М. Просвещение 1991.

4. Поддьяков Н.Н. ,Сохин Ф.А," Умственное воспитание детей дошкольного возраста" М.;Просвещение 1984г.5.

7. Ушакова О С. " Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду ", М,. Сфера.2001г..

8. Кислова Т.Р. " По дороге к азбуке",ООО " Баласс" 2007 г.


МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида»

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область Коммуникация

Тема У нас в гостях Фея Здрасьте

Вид деятельности Коммуникативная

Программное содержание: расширить представление детей о культуре

поведения; учить давать оценку поступку;

воспитывать у детей доброжелательное

отношение друг к другу; учить использовать

в своей речи вежливые слова; учить

внимательно слушать произведение,

отвечать на вопросы.

Форма работы с детьми: - беседа

Речевые ситуации

Отгадывание загадок

Игры с правилами

Материалы кукла Фея Здрасьте

Предварительная работа- чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой

Рассматривание и обсуждение сюжетных

картинок

Подготовила: воспитатель

Сидорова А.О.

г. Ногинск, 2012г.

Ход занятия:

Вос-ль : ребята, к нам в гости прилетела фея Здрасьте.

Фея : Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются с Феей.

Вос-ль : а вы знаете, почему ее так зовут? Она приходит к деткам в гости и смотрит, знают ли они волшебные слова – вежливые слова. Как вы думаете, почему слова вежливости – волшебные? (от них становится теплее на душе, они могут подбодрить человека, рассеять плохое настроение). Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза. И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть лучше в продаже». «Простите!» Казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!

Фея : молодцы! На ваш взгляд, что значит быть вежливым? (быть внимательным к другим людям, помогать, заботиться, не грубить). В разных ситуациях мы используем разные вежливые слова.

Если хотим извиниться, то говорим простите, извините

При встрече – здравствуйте

При прощании – до встречи, всего доброго

Если хотим что-то попросить – дайте, пожалуйста

Хотим поблагодарить – спасибо

Фея : Ребята, сейчас мы с вами поиграем. И я проверю, умеете ли вы пользоваться волшебными словами.

I . Игра- инсценировка (вызывается два ребенка)

  1. Девочка наступила на ногу товарищу. Что нужно сделать?
  2. Мальчик сидя едет в автобусе. В это время заходит старушка. Что нужно сделать?
  3. Мальчик пришел в гости и стоит молчит. О чем он забыл?
  4. К вам в гости пришли знакомые. Что нужно сделать?

Фея : какие воспитанные детки. Вы справились со всеми заданиями. Сыграем в еще одну игру. Я буду читать стихи. Если герой правильно поступил – вы хлопаете, если нет – вы молчите.

II . 1. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун . 2.Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите!» Или лучше: «Извините!» 3.Если бабушка с утра пирожок тебе дала. Ты возьми, скажи «спасибо», станет бабушка счастливой. Фея :а теперь я предлагаю отгадать вам следующие загадки .

III .

1. Растает ледяная глыба
от слова теплого... (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,
когда услышит... (добрый день).
3. Мальчик, вежливый и развитый,
говорит, встречаясь... (здравствуйте).

4. Когда нас бранят за шалости,
говорим... (простите, пожалуйста).

5. И во Франции, и в Дании

на прощанье говорят... (до свидания).

ФИЗМИНУТКА: «Волшебная мирилка»

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Тому, кто справа, обними,

Тому, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

Фея : Послушайте, пожалуйста, стихотворение “Дорогие слова ” Александра Шибаева . В этом стихотворении некоторые слова отсутствуют. Вам нужно их отгадать и произнести хором.

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю, ученицу,
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова…(здравствуйте)
А слово то какое – очень дорогое!
- Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!
Но - представьте! – зря от Вити
ждал я слова … (извините)
А слово- то какое – очень дорогое.

Он про внучку говорил:
- Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо)
А слово – то какое – очень дорогое.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".
- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?). (Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым) . и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше.

Вос-ль : ребята, феи Здрасьте пора лететь к другим деткам в другие садики, и мы ей скажем на прощание – до свидания!

Статьи по теме