Расписание уроков в царскосельском лицее. Режим работы. Лицейские профессора у Пушкина

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики, расширенного изучения физики, химии, русского языка и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию.

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме школы полного дня, руководствуется в своей работе федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Московской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Губернатора Московской области, постановлениями и распоряжениями Правительств Российской Федерации и Московской области, решениями Министерства образования Московской области, решениями Управления образования Администрации городского округа Электросталь, Типовым положением об образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом Лицея и другими локальными актами МОУ «Лицей №8».

МОУ «Лицей №8» создает дополнительные условия для личностного роста обучающихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний. МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, формирует образовательные пространства, объединяющие учебную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями обучающихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создания условий для социализации выпускников.

Лицеисты имеют право посещать по своему выбору культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в Лицее и не предусмотрены учебным планом. Из всех курсов по выбору, проводимых в Лицее, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения учащимися в соответствии с Положением об элективных курсах.

Лицеисты имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением турклуба, театральным залом в установленном порядке в зависимости от расписания занятий и загруженности объектов.

Основными целями МОУ «Лицей №8» как школы полного дня, являются:

формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики (а также расширенного изучения физики, информатики, русского и английского языков и других предметов по выбору учащихся), а также программ дополнительного образования - элективных курсов, лицейских спецкурсов и факультативов. адаптация обучающихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции развитие творческих способностей обучающихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов воспитания гражданственности и правовой культуры обучающихся создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у обучающихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Для реализации программ дополнительного образования «Школа полного дня» (далее ШПД) Лицей заключает договоры о сотрудничестве с другими учреждениями и привлекает к ведению спецкурсов внештатных сотрудников из числа родителей, выпускников Лицея, специалистов-сотрудников сторонних организаций. Для организации работы системы дополнительного образования могут быть привлечены бюджетные средства и средства Фонда «Одаренные дети». Лицеисты могут пользоваться услугами ШПД и при условии дополнительного образования и занятости вне Лицея.

Документация «Школы полного дня».

приказ Управления образованием и директора Лицея об организации работы Лицея в режиме ШПД - в соответствии с социальным заказом населения заявление родителей о зачислении ребенка в Лицей (для учащихся 7-8 класса), индивидуальный договор с указанием выбранных лицеистом предметов для углубленного изучения и дополнительного образования (для учащихся 9-11 классов) учебный план МОУ «Лицей №8» Положение о «Школе полного дня» журналы педагогов дополнительного образования

Порядок комплектования ШПД.

Администрация МОУ «Лицей №8» принимает решение о работе отдельных классов или всего Лицея в режиме ШПД по результатам изучения социального заказа на основании заявления родителей или заключения индивидуальных договоров по согласованию с Управляющим советом Лицея.

МОУ «Лицей №8» осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров для функционирования в режиме ШПД

Лицеисты имеют право выбора спецкурсов из перечня, объявленного на презентации спецкурсов в первую субботу сентября, функционирующих в рамках ШПД; для лицеистов 7-8 классов является обязательным посещение не менее 2 спецкурсов, 9-11 классов - не менее 4 спецкурсов.

IV. Режим работы «Школы полного дня».

Режим функционирования ШПД строится на основе учебного плана МОУ «Лицей №8» и с учетом требований СанПиНа.

«Школа полного дня» функционирует с 8:00 до 18:00. При проведении отдельных мероприятий возможно продление времени работы до 21:00. Для упорядочения работы ШПД, возможности создания единого режима для всех параллелей, ее работа организуется по парноурочному принципу.

Продолжительность урока - 45 минут. Продолжительность перемен между уроками одной пары - 5 минут, между парами - 10 минут. После I пары предусмотрен завтрак, продолжительность которого 15 минут. После III пары - перерыв на обед продолжительностью 35 минут.

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала и спортивной площадки, прогулки, игры, отдых, «подвижные перемены» и т.д.)

Расписание звонков:

V. Особенности образовательного процесса.

При организации образовательного процесса следует учитывать факторы:

Оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию предметов общего и дополнительного образования: помимо общеобразовательных предметов в МОУ «Лицей №8» представлен широкий спектр дополнительных дисциплин и спецкурсов, что позволяет обучающимся получить разностороннее образование и успешно адаптироваться во «взрослой» жизни

Равномерность учебной нагрузки школьников за счет единого расписания первой и второй половины дня; используются уроки психологической разгрузки; расписание построено таким образом, что обучающиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; кроме того, в расписании чередуются предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Возможность ведения урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования: различные семинары, диспуты, интегрированные уроки.

Возможность деления класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.

Объединение в единый функциональный комплекс образовательного, воспитательного, оздоровительного процессов: на большой перемене учащиеся имеют возможность для активного отдыха - игры в футбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис и другие.

В теплое время года дети имеют возможность гулять в саду, играть в подвижные игры на территории МОУ «Лицей №8»

Поляризация образовательной среды МОУ «Лицей №8» с выделением разноакцентных пространств:

В библиотеке имеется мини-читальный зал, рассчитанный на 8 человек, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ.

В компьютерных классах, в видеолаборатории, в ряде учебных аудиторий есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации

В спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и пионерболу, работает секция по общей физической подготовке.

В МОУ «Лицей №8» есть лекционная аудитория, в которой проводятся утренние сборы; также ее используют для проведения различных объединенных лекций, семинаров и конференций.

Основным требованием при составлении учебного расписания является сочетание учета индивидуальных потребностей учащихся и отсутствия у лицеистов «окон». С целью оптимизации расписания допускается возможность пересечения предметов основного и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в расписание дополнительных предметов по просьбам родителей.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по информатике, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения. Для проведения дистанционных лекториев, семинаров привлекаются социальные партнеры Лицея (вузы), активно используются ресурсы сети Интернет.

Дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях (театр «Глобус», спортивные секции, «Диспут-клуб», спецкурсы узкопредметной и межпредметной направленности). Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на углубление. Занятия по одним дисциплинам организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), по другим - носят чисто прикладной характер.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется Уставом МОУ «Лицей №8». Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.

VI. Управление «Школой полного дня».

Заместитель директора Лицея осуществляет планирование, общее руководство и контроль за функционированием ШПД, составляет расписание занятий основного и дополнительного образований.

Воспитатель и педагоги дополнительного образования проводят занятия согласно утвержденному расписанию, отвечают за организацию образовательного пространства, за жизнь и здоровье учащихся, посещающих дополнительные занятия.

Для работы ШПД привлекается психолог, заведующий библиотекой, учителя-предметники и другие штатные и внештатные сотрудники Лицея.

VII. Медицинское обслуживание «Школы полного дня».

Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения городского округа Электросталь за Лицеем и наряду с Администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

VIII. Организация здоровьесберегающих условий пребывания обучающихся в школе полного дня.

Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе, работающей в режиме ШПД, включают в себя:

Создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;

Наличие психолого-медико-педагогической службы;

Организацию горячего двухразового питания;

Оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

Оборудование мест и создание условий для организации «подвижной перемены», для занятий физкультурой и спортом.

Заместитель директора по УВР организует и контролирует соблюдение принципов здоровьесбережения в ходе работы ШПД.

IX. Организация питания.

Учащиеся МОУ «Лицей №8» имеют возможность получать двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а также пользоваться услугами столовой в соответствии с графиком ее работы в течение всего учебного времени.

При наличии соответствующего постановления Администрации городского округа Электросталь и распоряжений Управления образования организуется бесплатное (льготное) питание групп учащихся, занимающихся в режиме ШПД, по талонам.

Организация питьевого режима - через кулеры.

Режим работы столовой:

Понедельник-суббота с 9 00-15 00

Воскресение - выходной

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей. Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея. На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти - занятия («классы»). В девять часов утра - чай. С десяти до двенадцати - снова занятия. От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трёх дня - чистописание или рисование. От трёх до пяти - другие уроки. В пять - чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера - «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет - первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года - предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе - учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село - колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», - скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать - в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея- 19 октября 1811 года - ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817-1819 годах, в 1820-1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам. В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея - 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах. Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И. де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников. В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <…>, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

День лицеистов начинался в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 - занятия. 9.00 - чай. 10.00-12.0- занятия. 12.00-13.00 - прогулка. 13.00 - обед. 14.0- 15.00 - чистописание либо рисование. 15.00-17.00 - другие уроки. 17.00 - чай, потом до 18.00 - прогулка. 18.0- 20.30- повторение уроков. 20.30 - ужин, после до 22.00 - отдых. 22.00 - молитва и отход ко сну.

По уровню познаний Лицей равнялся к вузам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском лозунге - обучаться и жить «для общей пользы».

3. Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете?

И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.

4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Всего в Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкин в особенности запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).

5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты после выпуска всегда встречались 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.

В основе режима учебных занятий в "Пушкинском лицее" лежит стремление избежать возможных перегрузок, отрицательно влияющих на психофизиологическое состояние учащихся.

"Пушкинский лицей" создан в Санкт-Петербурге в 1990 г. при Международном институте по изучению резервных возможностей человека (МИРВЧ). Он задуман как воспоминание о Царскосельском лицее, в котором учился великий русский поэт, и как своеобразный подарок к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. По учебной программе и режиму дня наш лицей во многом аналогичен Царскосельскому.

Работа в режиме полного рабочего дня (с 9 до 19 ч.) потребовала тщательного продумывания последовательности занятий как в течение дня, так и в течение рабочей недели с тем, чтобы избежать возможных и нежелательных перегрузок.

Учебный день в лицее распадается на три блока: до обеда, после обеда, после ужина. После первых двух часов занятий лицеисты пьют чай с булкой, как в Царскосельском лицее, но с небольшим отличием: с учетом рекомендаций Института экологии человека: желающие могут получить фиточай с подсушенным ржаным хлебом.

Ежедневный урок здоровья начинается в 13 часов с ходьбы в проточной холодной воде (до 12°С) по щиколотку (водная дорожка с массажем стоп), эта процедура способствует активации адаптационных механизмов. В хорошо проветренном зале, не надевая обуви, ребята занимают свои места на ковриках умеренной жесткости для релаксации: в положении лежа под специально подобранную психотерапевтом музыку снимается напряжение утренних умственных занятий. Пять минут расслабления восстанавливают баланс нервной системы и лицеисты, лежа, приступают к остеопатической гимнастике, которая корректирует нарушения опорно-двигательного аппарата с помощью определенных упражнений и диафрагмального дыхания. Этот гимнастический комплекс мягко подготавливает организм к переходу из горизонтального положения в вертикальное, закрепляя навыки поддержания естественных поз - сидения, вставания, стояния.

Восстановление правильной архитектуры тела позволяет с помощью следующего комплекса адаптационной гимнастики тренировать все органы тела, координируя их работу. Последующее орошение стоп и макушки головы гомеопатическим раствором морской капусты, одуванчика и овса ("Авеналам") закрепляет эффект гимнастики и стабилизирует работу вегетативной нервной системы. Затем лицеисты принимают комплекс природных адаптогенов в гомеопатическом разведении: ОКО, реприз, кальгид.

Оптимально подготовив таким образом организм к принятию пищи, лицеисты отправляются на обед, который проходит в спокойной, семейной обстановке. После еды они следуют самому короткому рецепту долголетия, известному с древних времен в Китае: сто шагов после каждого приема пищи. Лицеисты делают эти шаги на свежем воздухе, дополняя их активными традиционными играми (догонялки, игра в мяч и т.п.).

После прогулки в группах ГПД под руководством учителя лицеисты выполняют задания, полученные на уроках для самостоятельной работы. Когда учебные задания выполнены, лицеисты читают художественную литературу в читальном зале, занимаются музыкой, живописью, подготовкой спектаклей, творческой работой, пишут сочинения.

Затем легкий ужин, небольшой отдых и спортивные занятия - фехтование, хореография, плавание, физкультура, футбол и другое. Высокая двигательная активность снимает накопившуюся к концу дня усталость.

Урок здоровья проводится в соответствии с рекомендациями международной детской профилактической программы "CINPT" (программа ВОЗ), опубликованной в сборнике "Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей" (СПб., 1997).

Недельная загруженность учащихся строится с учетом рекомендаций санэпиднадзора, соблюдается стандартная волна чередования трудных и нетрудных дней. За рабочей пятидневкой следуют два выходных дня, которые дают возможность полного отключения от школьного режима, тем более что все самостоятельные задания выполнены в лицее. К этому необходимо добавить, что режим занятий предусматривает регулярные пробежки на свежем воздухе вокруг лицея во время перемен. В это время проветриваются классы.

Разумеется, самый продуманный режим занятий не является залогом сохранения здоровья учащихся. Определенную роль играет и содержание учебного процесса: что именно изучают учащиеся, интересно ли им это и есть ли практический выход полученным знаниям и умениям. Известный врач А.Залманов утверждал: "Неудобное распределение уроков, неинтересное и малополезное обучение могут произвести разрушительное действие на умственные способности детей".

На всех уроках в "Пушкинском лицее" интересно: интересны сами знания, интересны и формы работы. Лицеисты на протяжении всего существования лицея вовлечены в культурную жизнь города. Они участвуют в теле- и радиопередачах, выступают с концертами, например, в Царскосельском лицее, в Академии Госслужбы, в Петровской Академии наук и искусств. Художественные выставки живописных работ лицеистов проходили в Румянцевском особняке, в Гильдии мастеров на Невском проспекте, в Царскосельском лицее, в выставочном зале в Пушкинских горах, в Карелии (передвижная выставка "От Петрозаводска до Олонца"). Ребята принимали участие во Всемирной выставке детского рисунка в Самаре, их работы продавались на аукционе детских работ в Сан-Франциско и Берлине. Работы лицеистов экспонировались в Германии и Голландии.

Лицеисты видят плоды своего труда. Все сочинения учащихся отпечатаны и используются в дальнейшей работе. Выпускники 2001 года получили на память томик своих сочинений с 1 по 11 класс. Постоянно пополняется видео и фотоархив, который используется в работе в последующие годы.

Главная тема, над которой работает лицей - пушкинская. В лицее отмечаются все Пушкинские даты: День Лицея, День памяти поэта, День его рождения. Ко Дню рождения А.С.Пушкина готовится большое театральное представление, подготовленное совместными усилиями ребят и педагогов: литератора, учителей музыки, пения, хореографии, живописи, фехтования и родителей.

Детям настолько интересно в школе, что они с трудом расстаются с нею по вечерам и на каникулах. Вот что писала об этом выпускница 2001 года Ульяна Зуева в своем сочинении, уходя на летние каникулы:

До свидания, лицей!

Милый лицей, я светлею! С тобой, для тебя!

Дорогой лицей! Мне очень жалко покидать тебя на целое лето! Я не могу представить, как я буду вставать из постели, завтракать, но не идти в лицей. Если он закроется... Нет! Он не закроется! Здесь, в лицее я написала свою первую музыкальную пьесу - "Ночь", здесь же я подружилась с Настей. Отсюда я начала жить. До этого я была, как в тумане, но когда я пришла сюда, я вдруг прозрела.

Когда я пришла в лицей, я вдруг посветлела. Сначала я была замкнута и мрачна, но потом я высветлилась, нашла маленький, чистый уголок в сердце. Немного погодя у нас появилась баня. Я не понимала, что это такое, а когда пошла, то вода в проруби умыла меня. Когда же появился бассейн, стало весело; я стала счастливой. С тех пор я очень счастлива. Сейчас мы заканчиваем год и ставим спектакль по трагедии Софокла "Антигона". Поначалу мы все смеялись, но когда Надя (Антигона) сыграла сцену прощания, все перестало быть смешным. У нас Антигона — Надя, Йемена — Маша, Корифей I - Люба, Корифей II - Паша, Креонт - Миша, а Гемон - Саша.

Счастливые дни!

У нас много интересных уроков: русский язык, естествознание, математика, расслабление, английский язык, немецкий язык, физкультура, бальные танцы и пение, и история, и литература, и еще есть Пушкинский, и я забыла про лаковую живопись. Лаковая живопись — чудный урок. Я, когда пришла, думала, что это будет рисование фломастерами, но нет! Это другой урок!

Мы играем в Царскосельский лицей. Каждый из нас - лицеист Пушкинской поры. Еще я помню, как готовила своего героя: Владимира Вольховского я выбрала я его за сильную волю, твердый нрав и смелый характер. Я полюбила своего героя за то, что он спал на голых досках, покрытых простыней и вместо подушек клал под голову книжки-энциклопедии. Его и моими друзьями были Пушкин, Пущин, Малиновский, Данзас, Дельвиг, Горчаков, Яковлев, Броглио, Матюшкин, Корсаков... Вольховский закончил лицей с Большой золотой медалью.

Мы ездили в Псков, Новгород, Киев, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Тутаев, Косторому, Золотой Плёс, Вологду, на Валдай, в Новую и Старую Ладогу, на реку Свирь и так далее. Мы посетили все Пушкинские места в нашем и Псковском крае.

Я помню, как мы ехали в Киев из Петербурга: я и Марина лежали на верхних полках. Марина лежала на подушке головой к окну, а я головой от окна — оно было открыто. Вдруг, Марина привстала на локтях и показала на красивый сюжет за окном и подушка, на которой она лежала, вдруг сдвинулась и улетела в окно. Там ее подобрал крестьянин, шедший за поездом. Это был смех! Но не только...

Еще я люблю уроки музыки, очень люблю нежные, красивые и быстрые мелодии. Я очень люблю сочинять: в прошлом году я написала "Вальс", "Танец". А в этом — "Росинки ", "Полдень. "

Литература... Она открывает прошлое: Чехов, Гаршин, Лесков... Чудо!!! В литературе можно над каждым писателем думать целую вечность. Литература помогла мне найти свет. Если бы не было бы литературы, я бы так и осталась в темноте. Я не переживу, если меня заберут в другую школу, в которой нет литературы! Я себе не могу представить, как я буду жить в темноте, без Чехова, Гаршина, Лескова, без молитвы, без света, без ничего.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

19 октября 1811 года в Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца Царского Села происходило торжественное событие. В большом зале переминались с ноги на ногу тридцать мальчиков, напротив них стояли наставники-профессора. В центре зала находился большой стол, накрытый красным сукном. В креслах сидели почётные гости - представители Сената и Синода, министры. По переходу, ведущему из Екатерининского дворца в зал вошёл император Александр I и приветствовал лицеистов. Свои речи произнесли также директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский и профессор Александр Петрович Куницын, который сказал:«...Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них примером. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию... Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!». Главным событием праздника стало вручение Лицею высочайшей дарованной грамоты, пожалованной императором Александром I. Документ содержал в себе манифест о создании Лицея и Устав. Грамота была преподнесена директору Лицея "для хранения на вечные времена".

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей
А.С. Пушкин 1836 год

«Постановление о Лицее» было подписано Александром I в 1810 году, оно приравнивало образование, полученное в Лицее, к университетскому. Император задумал провести в жизнь проекты преобразования Российского государства, а для этого были нужны высоко образованные люди. Для обучения были отобраны дети 10-12 лет из самых знатных семей, за каждого из них должны были дать поручительство известные и уважаемые люди. Так за Александра Пушкина просил известный литератор А. Тургенев, а также дядя поэта В.Л. Пушкин.

Все воспитанники обязательно сдавали вступительные экзамены. Образование в Лицее было бесплатным. Обучение было расчитано на шесть лет и состояло из двух курсов: начального и окончательного. В учебную программу входили следующие дисциплины: русский, латинский, французский и немецкий языки, закон Божий, философия и основы логики, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, история российская, история иностранная, география и хронология, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Профессора могли обращаться к лицеистам только на "Вы". По отношению к учащимся были запрещены телесные наказания. Распорядок дня лицеиста был таким: подъем в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 15 до 17 часов - классы, прогулка, повторение уроков, в 21 час - ужин, в 22 часа - вечерняя молитва и чай. Успеваемость у лицеистов оценивалась по пятибальной шкале. Самая лучшая оценка - единица (1 - значит первый ученик, на уроках такие воспитанники сидели за первой партой, с 4 сидели на последних, но была ещё оценка "ноль" или "худо").

Как-то на уроке алгебры профессор Карцев вызвал А.Пушкина. Пушкин долго стоял у доски, не зная решения. Тогда Карцев спросил «Чему же равен икс?». «Нулю», - ответил Пушкин. На что Карцев ответил: «У вас в моём классе все равняется нулю. Садитесь на место и пишите лучше стихи!». Пушкин не очень любил математику, да и в общем табеле по успеваемости из 29 учеников(одного отчислили) он стоял на четвёртом месте...с конца. Первым учеником он был только по французской и немецкой риторике, фехтованию и, конечно, по "Российской поэзии". "В 1815 году, на публичный экзамен в Лицее приехал Гавриил Романович Державин. Экзамен очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..." (Из воспоминаний А.С. Пушкина)

Хуже всех в лицее учился Дэльвиг, юноша носивший баронский титул, один из самых близких друзей поэта. Его интересовали исключительно литературные занятия, на остальных он дремал. Эту деталь характера подметил Пушкин в одном из стихотворений и описал реальный случай, который произошёл на уроке латыни:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

В шутку Дэльвиг даже сочинил надпись для своей могилы: "Прохожий, здесь лежит философ-человек. Он проспал целый век."

Пушкин в своих стихотворениях не раз сравнивал Лицей с монастырем, а комнаты лицеистов с кельями. В каждой комнате стояли лишь узкая железная кровать, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Комнатка Пушкина носила номер "14", а в соседней под номером "13" жил ещё один друг поэта, будущий декабрист - Иван Пущин. Интересно, что в Санкт-Петербурге А.С. Пушкин жил по всем известному адресу: Мойка, 12, а в соседнем доме по адресу: Мойка, 10 жил - Пущин.
Константин Данзас - в лицее носил кличку - "Медведь", из-за крупного телосложения, неуклюжести и задумчивости. Дослужился до генерала, подчинённые любили его за храбрость. Данзас также стал печально известен тем, что был секундантом Пушкина на дуэле с Дантесом.
Вильгельм Кюхельбекер неуклюжий, рассеянный, но очень добродушный, постоянная жертва насмешек лицеистов. Лучше других воспититанников знал литературу, историю, философию. В оценочном листе Кюхельбекера сплошные отличные оценки (1 балл) , только по математике, физике и фехтованию Вильгельм не блистал (его балл был 2-3).

Вы помните текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... А. Пушкин

Лицеисты сбегали с уроков, чтобы посмотреть на полки, проходящие мимо училища на войну с Наполеоном. Среди воспитанников был будущий генерал, первый ученик, закончивший лицей с большой золотой медалью - Владимир Вольховский. С детства мечтая о военной карьере, он вёл спартанский образ жизни, за что получил прозвище "Суворочка".

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас... А. Пушкин 1825

В июне 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников в государственную службу. Алексадр I вручил Свидетельства об окончании Лицея. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. Все прощались, но верили, что ещё не раз встретятся. 19 октября, день открытия Лицея, было объявлено Днём встречи выпускников. Однако, в таком составе, как на выпускном они уже не встретятся. Уже в 1817 году не стало - Николая Ржевского, а в 1820 году - Николая Корсакова. Последним, кто отметил День Лицея в 1882 году, стал Александр Михайлович Горчаков. Министр иностанных дел, он много сделал для укрепления позиций России на мировой арене.
В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.




| Дмитрий Николаев | 4592

Первое, что удивило – это то, что в Национальном лицее-интернате им. Г.С.Лебедева очень строгие правила поведения, с подъемом и отбоем, и все прописано буквально по минутам. Интересно, необходим ли нынешним выпускникам такой строгий контроль?

Дата, место рождения: 22 октября 1954 года, с. Янишево Вурнарского района Чувашской Республики.

ВУЗ: В 1976 году окончил физико-математический факультет .

Увлечения: Студентом увлекался театром, танцами, игрой на народных музыкальных инструментах - так оно и осталось до сих пор.

Фильм: «Джентльмены удачи».

Книга: Любимый писатель Джек Лондон. Почти все его произведения прочитал. Это великий писатель, на его книгах можно воспитать личность.

Музыка: Классическая, она успокаивает.

Девиз: «Всегда смотреть вперед с оптимизмом».

Подробнее о жизни и учебе лицеистов рассказывает директор лицея Юрий Петрович Иванов. Оказывается, такие строгие правила приводят к достижению очень больших результатов.

- Расскажите, как складывалась ваша педагогическая карьера?

Моя мама, Анна Александровна Иванова, 45 лет проработала учителем начальных классов в Янишевской школе Вурнарского района, так что это в какой-то степени наследственное. В старших классах я сильно интересовался физикой и математикой, так что даже учителя советовали поступать в пединститут, да и родители поддержали. Закончив физико-математический факультет, я два года работал учителем математики в селе Кольцовка Вурнарского района, потом - инспектором отдела народного образования в Вурнарах. После службы в армии, 25 лет проработал в чебоксарском ПУ-4 учителем математики, заместителем директора, а с 2004 года - в г. Чебоксары.

- Что отличает ваш лицей от других образовательных учреждений?

Отличает многое. Во-первых, лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением для одаренных детей республики, проявляющих склонности к музыке, гуманитарным и физико-математическим наукам с круглосуточным пансионным пребыванием в интернате. Мы проводим конкурсный отбор в 5 и 8-й классы, и, несмотря на то, что за содержание детей в лицее-интернате взимаются родительские взносы, желающих учиться очень много.

Лицеисты обеспечиваются четырехразовым питанием, десяти-одиннадцатиклассники проживают в 2-3-местных номерах, те, кто помладше - в общих палатах. Учреждение закрытого типа, за лицеистами ведется строгий контроль: днем это классные руководители, после уроков воспитатели, которые перед отбоем передают смену ночным воспитателям.

- По какому режиму дня живут лицеисты?

Уроки в лицее с 8:10 до 14:45, потом свободное время до 16:00.

С 16:00 до 19:00 - время самоподготовки, выполнение домашних заданий, подготовка к ЕГЭ и ЕМЭ.
Дальше свободное время - кто-то смотрит телевизор, кто-то идет в спортзал или на различные кружки, например, танцы или фольклорный ансамбль, увлеченные театром - в театральную студию.

В 20:00 - вечерняя линейка с проверкой по списку.

Отбой в 22:00, а подъем в 6.45 ч. утра.

- Какие преимущества у такого строгого контроля?

Я бы выразился по-другому - это всего лишь режим дня лицеиста. В нашем лицее учится нелегко, но очень интересно. Многопрофильное направление сочетает серьезный интерес к национальной культуре, языку, фольклору.

Вот восьмиклассник, приехавший из сельской местности, ему 14 лет, он не очень хорошо знаком с городской жизнью - а ведь в этом возрасте очень характерно стремление к самостоятельности (и не все, и не всегда ею правильно пользуются). А воспитание нравственности в нашем лицее происходит на обычаях и традициях чувашского народа в отношении общечеловеческих ценностей. Языковая среда общения, круглосуточное пребывание в интернате, педколлектив, говорящий на родном языке, все это способствует развитию талантливых детей в условиях интернатной системы.

Отдельно нужно остановиться и на образовательной программе - у нас очень высокие требования, и часто бывает так, что поступившие к нам отличники начинают учиться на тройки. Так что бывает, что кто-то не выдерживает и уезжает обратно домой. Остаются только те, кто ориентирован на учебу, самые сильные, и к концу года многие из них снова начинают получать «четверки» и «пятерки». Это говорит о том, что успешно прошло время адаптации учащихся к нашему учебному заведению.

- Как у вас в лицее сдают ЕГЭ?

У нас профильное обучение по четырем направлениям:
1. Физико-математическое,
2. Химико-биологическое,
3. Социально-экономическое,
4. Чувашская филология и творчество.

Соответственно, по этим направлениям лицеисты и выбирают предметы ЕГЭ.

Что касается результатов госэкзаменов, то его, очень хорошо характеризуют данные по поступлению - вот у нас в прошлом году из 98 выпускников, 75 поступили в самые престижные вузы г. Москвы, г. Казани, г. Н-Новгорода, г. С-Петербурга. Если говорить про олимпиады, то в этом году у наших лицеистов 16 победных и призовых мест, а по химии, астрономии и физкультуре наши ребята представляли республику на уровне России.

По ЕГЭ у нас никогда не стоял вопрос о преодолении минимального порога по количеству баллов, так, например, по математике при пороге 30-33 балла, наши выпускники ниже 60 не набирают.

Статьи по теме