Противоположностью автономному (добровольному) участию выступает ___________ (принудительное) политическое участие. Политическое поведение и политическое участие Политическое участие имеющее принудительный характер и осуществляемое

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217).

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории буржуазной демократии впервые право: участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 194б г. и Италии 1947 г. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60 - 70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества; а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада (Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172). Обострившийся массовый интерес к проблеме участия и само управленческим началам в дальнейшей демократизации общественной, жизни был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением буржуазных политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой - возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремления к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона; города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности капиталистической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, которое, по их мнению, может привести к нарушениям порядка в обществе, либералы же - последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования командно-административной системы и тоталитарного режима, стремившихся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием жестоко преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. При наличии огромной массы "общественников" они не оказали существенного влияния на принятие политических решений. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политической работы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.

Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.

Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политических интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Пояснение.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства - да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления - да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений - да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования - нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования - нет, неверно.

В каждом социально организованном и структурированном обществе существует определенная реальная вовлеченность граждан в политику. Общность различных методов практической деятельности людей в области использования государственной власти принято считать политическим участием.

Определение 1

Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.

Само определение «политическое участие» часто используется для обозначения различных форм неофициальной политической деятельности, когда представители политического общества, напрямую не связанные с функционированием правительственного аппарата, пытаются воздействовать на его работу.

Виды политического участия

На сегодняшний день различают такие виды политического участия:

  • принудительное и добровольное;
  • коллективное и индивидуальное;
  • пассивное и активное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • новаторское и традиционное.

По масштабу указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне (государственном, региональном или местном).

Политическое участие зачастую организовывается спонтанно и хаотично, значительно реже – на постоянных условиях, которые основываются на законных методах. Политологи выделяют два ключевых типа данной деятельности: автономное в виде сознательного участия граждан, осведомленных в сфере политической жизни, и мобилизованное, т. е. вынужденное действие, когда участие в политике напрямую зависит от нелегальных стимулов, таких как подкуп и страх.

Замечание 1

Центральная роль в политическом участии предоставляется выборам в органы государственной власти.

Свободное голосование считается одним из наиболее эффективных и рентабельных способов разрешения политических конфликтов, надежным инструментом легитимации правительственного режима, а также методом грамотной политической социализации.

Формы политического участия

Формы и методы политического участия могут быть многогранными по направлению, значению и своей результативности:

  • действия граждан в политике, выступающие ответом на стороннее воздействие, которое исходит от других людей и государственных институтов;
  • систематическое участие во всевозможных выборах, политических кампаниях;
  • участие, напрямую связанное с передачей полномочий в отборе государственных лидеров;
  • активное участие в деятельности политических движений, организаций и партий;
  • обязательно выполнение всех политических обязанностей в пределах действующих государственных органов, помощь гражданам в реализации их функций и привлечение общественности к организации контрольных мероприятий за работой политических институтов;
  • посещение различных политических собраний, передача и освоение новой информации, участие в общественных дискуссиях;
  • прямое действие – непосредственное воздействие на изменение и функционирование политических систем через митинг акции протеста и так далее.

Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.

Для более авторитарных политических режимов характерно определенное стремление притеснить участие определенных сообществ и групп в политике. Для тоталитарной системы – предоставить мобилизационное и контролируемое вовлечение граждан в политику. Для демократических режимов основной задачей считается создание важных условий для свободного и широкого участия людей в политике.

Политическая культура

Определение 2

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

  • когнитивный или познавательный – это понимание различных сторон политической жизни общества;
  • аффективный – это определенные переживания и чувства, которые испытывает субъект политической культуры в связи с его активным участием в социально-культурной жизни общества;
  • аксиологический (оценочный) – это предварительно выработанные представителями политики по определенным критериям оценки важных политических отношений с позиций их полного соответствия или несоответствия всем поставленным целям социально-политическим нормам, ценностям и идеалам;
  • поведенческий – политическое воздействие как способ оперативного реагирования на происходящие в общественной и социальной жизни события.

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

1. Понятие политического участия

2. Избирательные права:

а) активное

б) пассивное

3. Формы политического участия:

а) законные (участие в избирательных кампаниях, митингах, шествиях, пикетах, членство в полит.партиях и т.д.)

б) незаконные (формы протеста, голодовка, самосожжение и т.п.)

4. Участие в деятельности в органах местного самоуправления:

а) участие в выборах в органы местного самоуправления

б) участие в референдумах по местным вопросам

в) обращение в органы местного самоуправления и др.

Важность политического участия граждан в демократическом гос-ве

6. Проблема политического абсентеизма

Политическое поведение

1. Понятие о политическом поведении

2. Виды (форма) политического поведения:

А) конструктивные и деструктивные

Б) индивидуальные, групповые, массовые

В). традиционные и инновационные

Г). выборы – массовая форма политического участия

3. Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения:

А). нормативные

Б). экстремальные

В). протестные

4. Регулирование политического поведения:

А). через призму правовых норм

Б). роль морали в политических действиях

В). политическое образование граждан и роль политических лидеров

Субъекты политического процесса

1. Понятие о субъектах политического субъекты

2. Основные субъекты полит.процесса:

а). государств

б). полит.партии

в). общественно-полит.движения

г). политическая элита и полит.лидеры

д). граждане как избиратели

Е). СМИ

3. Государство:

а). признаки государства

б). функции государства

в). ресурсы власти, используемые государством

4. Полит.партии:

а). признаки полит.партий

б) функции полит.партий

в) типы полит.партий

5. Общественно-полит.движения:

а) функции общественно-полит.движений

б) типы общественно-полит.движений

6. Полит.элита:

а). функции полит.элиты

б). состав

в). система рекрутирования

СМИ как важный субъект в полит.жизни общества

8. Граждане как избиратели:

а). политические права и свободы

б). формы политического участия граждан

Роль выборов в политическом процессе

1. Понятие о выборах

2. Избирательные права:

а). пассивное избирательное право

б). активное избирательное право

3. Демократическая процедура выборов:

а). всеобщность

б). равные

в). прямые

4. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

Формирование представительных органов власти



Избирательная система

1. Понятие об избирательной системе

2. Структура избирательной системы:

а). избирательное право

б). избирательный процесс

3. Характеристика избирательного права:

а). принципы избирательного права (всеобщность, равные, прямые, тайное голосование)

б). активное и пассивное избирательное право

в). источники избирательного права

4. Стадии избирательного процесса:

а). подготовительная

б). выдвижение и регистрация кандидатов

в). предвыборная агитация и финансирование выборов

г). итоги выборов

5. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

6. Особенности избирательной системы в РФ

Власть (политическая власть) в обществе (как соц.феномен)

1. Понятие о (политической) власти

2. Характеристика (политической) власти:

а). легальность

б). легитимность

3. Типы власти:

а). традиционный

б). рационально-легальный

в). харизматический

4. Ресурсы власти:

а) принудительные

б). нормативные

в). утилитарные

Функции политической власти

Политическое сознание

1. Понятие о политическом сознании

2. Компоненты политического сознания:

а). знания

б). идеи

в). убеждения

г). стереотипы

3. Уровни полит.сознания:

а). обыденный

б). эмпирический

в). теоретический

4. Функции полит.сознания:

а). регулятивная

б). оценочная

в). познавательная и др.

5. Форма полит.сознания:

а) полит.психология

б). полит.идеология

6. Роль СМИ в формировании полит.сознания

Политическое лидерство

1. Понятие о политическом лидерстве

2. Типы политического лидерства:

а). правящие и оппозиционные

б) традиционный, рационально-легальные, харизматические

3. Функции политического лидера:

а). определение направления и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы



б). мобили­зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей

в). нахождение и принятие оптимальных политических реше­ний

г). социальный арбитраж и патронаж

д). анализ и оценка ситуации в стране

4. Концепции политического лидерства

Политические режимы

1. Понятие о политическом режиме

2. Типы политических режимов:

а). демократический

в). тоталитарный

3. Особенности демократического режима:

а). реальное разделение властей

б). многопартийность и выборность

в) идеологический плюрализм

г) верховенство права и др.

4. Особенности тоталитарного режима:

а). единственная партия

б). отсутствие оппозиционных партий

в). единая идеология и др.

Одной из основных характеристик политического процесса является деятельность субъектов политики, т.е. политическая деятельность. Она представляет собой сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главной побудительной причиной политической деятельности являются жизненно важные интересы и потребности людей, наиболее важными из которых являются экономические и материальные. Именно в них коренятся самые глубокие побудительные мотивы участия людей в политике. Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение их потребностей зависит от их влияния на власть или изменений в политической системе. Кроме интересов и потребностей, мотивационный компонент политической деятельности определяется также уровнем образования субъектов действия; умением анализировать сложившуюся ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, существующей в обществе; эмоционально-психологической предрасположенностью участников событий.

Политическая деятельность имеет достаточно сложную структуру:

В качестве субъектов политической деятельности могут выступать: индивидуальные субъекты (рядовые граждане или профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы, элиты); институциональные субъекты (организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества). Субъекты политической деятельности вступают в определенные отношения друг с другом - политические отношения. Они носят характер конкурентного взаимодействия, которое обусловлено взаимным стремлением субъектов к завоеванию и использованию государственной власти. В силу этого политические отношения часто отличаются напряженностью и конфликтностью. Основным объектом политической деятельности является существующая система социально-политического устройства общества, т.е. политическая система. Одни субъекты политики пытаются ее сохранить и упрочить, другие реорганизовать и тем самым приспособить. Для реализации своих интересов, третьи - подвергнуть кардинальному преобразованию. Средства и методы политической деятельности весьма разнообразны. К ним относят: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, встречи, переговоры, восстания, революции, войны и т.д. Выбор методов и средств политической деятельности зависит от особенностей политической культуры общества.

Политическая деятельность состоит из целого ряда конкретных политических действий, под которыми понимаются определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидами, социальными группами, общностями с целью получить некий политический результат. Эти действия могут быть:

позитивные (их целью является постоянное совершенствование политической системы или ее структурных компонентов, развитие в прогрессивном направлении) или негативные (они часто вызывают развитие конфликтов в обществе, кризисной ситуации, неэффективность государственного управления);

рациональные (отличаются тем, что субъекты имеют четкое представление о целях и используют все возможные методы и средства для их достижения) и иррациональные (для них характерно то, что субъекты не имеют четких представлений о целях);

инерционные (направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти, на воспроизводство принятых в обществе норм поведения) и творческие (вносят в политику перемены, обеспечивают совершенствование политической системы);

стихийные (действия, которые не управляются политическими институтами) и организованные (отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики);

институционализированные (порядок осуществления таких действий регламентируется законами, уставами, положениями, инструкциями и т.д.) и неинституциона-лизированные (они связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным протоколом, инструкцией, сложившейся написанной традицией или уставом, так и с нарушением установленных норм).

Многообразие действий субъектов политического процесса предполагает существование различных типов политической деятельности. В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия в сфере политико-властных отношений, выделяют следующие виды политической деятельности:

- политическая реформа - это изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры; постепенное проведение намеченных преобразований общества, в которых акцент делается на доведение этих преобразований до конца. Реформы проводятся, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политическои системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования. Проведение политических реформ свидетельствует об эволюционном и ненасильственном характере развития политического процесса, о способности определенной политической системы приспосабливаться к многообразным интересам и требованиям общества, новым экономическим, социальным, этническим, религиозным и иным факторам. Наиболее распространенными типами политических реформ являются конституционные изменения в сфере исполнительной власти, перестройка соотношения сил в партийной системе или парламенте и т.д.;

- революция - коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества; коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, термин революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в качестве какой-либо области жизнедеятельности обществ (научно-техническая революция, информационная революция и т.д.). Характерными признаками революций являются: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка; участие в них большого количества мобилизованных людей; сопровождение революционного процесса насилием. Результаты революций могут быть самыми различными: это насильственное изменение существующего политического режима; замена политической эли-ты^ неспособной управлять, другой, более действенной; кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества - социальной, экономической, политической; радикальный разрыв с прошлым; внесение изменений в нравственные устои общества, воспитание нового человека;

- контрреволюция - политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционной деятельности часто используются средства эмигрантов, а также стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. В качестве методов борьбы с новыми порядками контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних политических сил.

- реставрация - процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота. В большинстве своем реставрации носят реакционный характер, гораздо реже они содействуют установлению более демократического режима (например, республиканская реставрация, осуществленная Шарлем Де Голлем (1890-1970) во Франции в 1945-1947гг., способствовала значительному реформированию политической и социальной сфер французского общества);

- политическая модернизация - это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Политической модернизации присущи четыре основные особенности: высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов, единая централизованная политика с определенными задачами и ориентирами; расширение деятельности центральных административных и политических организаций и их проникновение во все сферы общественной жизни; высокая политическая активность граждан; ослабление традиционных элит и легитимности власти наряду с ростом ответственности правителей перед управляемыми, наделенными потенциальной властью, т.е. способными влиять на принятие решения и формулирование политики;

- государственный переворот - внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президента, правительства, штата государственных чиновников), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, социально-экономических отношений в обществе. Государственные перевороты так же, как и революции, отличаются коллективным и насильственным характером политической деятельности, а также стремлением с помощью пропаганды идеологизировать произошедшие события. Однако в отличие от революции государственному перевороту предшествует заговор, причем хорошо организованный, внутри самих государственных институтов. Главной целью государственного переворота является разрушение легитимности существующей власти и утверждение во главе государства другой политической силы, которая будет удерживать обретенные полномочия силой. Подобные политические действия чаще всего ведут к уничтожению стабильной формы правления и утверждению анархии или диктатуры. Примером подобного государственного переворота может служить переворот в Чили в 1973 году, приведший к власти диктатора Аугусто Пиночета Угарте;

бунт, восстание, мятеж - это различного рода возмущения масс действиями властей, чаще всего они носят вооруженный характер.

Большую опасность в современном мире представляет терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства (угрозы, шантаж, похищения людей, убийства и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Существуют различные формы терроризма. Исторически первой формой терроризма явился индивидуальный террор. Со временем он стал дополняться или совмещаться с коллективно-организованным террором. В современных условиях формы терроризма модернизируются; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, бесчеловечной. Учащаются случаи угонов самолетов, взрывов общественных зданий, захвата заложников, в том числе стариков, женщин, детей, применения изощренных способов угроз, пыток. В конце XX - начале XXI века получил широкое распространение этнический и религиозный террор, усилился международный терроризм. После событий 11 сентября 2001 г. в США ряд государств - членов ООН стали координировать свою деятельность в борьбе против международного терроризма.

Политическое участие - это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Политическое участие граждан может проявляться:

1) в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению (к примеру, в деятельности в представительных органах или в кампаниях гражданского неповиновения);

2) в деятельности формальных политических организаций (политических партий, общественных объединений);

3) в деятельности неформальных организаций (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и референдумах;

5) в виде прямого действия, т.е. участия граждан в публичных манифестациях с целью воздействия на органы власти (митингах, демонстрациях, политических беседах);

6) в чтении политической периодики и литературы, в прослушивании и просмотре политических передач с последующим обсуждением;

7) в выполнении политических обязанностей в рамках государственных органов, в оказании помощи общественности в реализации этих функций (к примеру, при охране правопорядка).

Характер и степень включенности граждан в политику, их политическая активность определяется значимыми для них причинами или факторами участия. Именно они непосредственным образом обусловливают деятельность людей, их политическое поведение.

Формы и типы политического участия граждан достаточно разнообразны. Наиболее часто современные политологи выделяют автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие имеет добровольный характер и целерациональную мотивацию, подкрепленную развитыми представлениями о политике. При таком виде участия человек самостоятельно обращается к политическим формам защиты своих интересов и самостоятельно выбирает формы и каналы проявления своей активности. В свою очередь мобилизованное участие достигается средствами манипулирования, принуждением, насилием, экономическими и иными санкциями. Личность втягивается в политику помимо своей воли, часто становясь заложником воли отдельных политиков или политических сил. Мобилизованный тип политического участия чаще всего присущ тоталитарным режимам, которые стремятся к символическому вовлечению масс в политику для имитации своей общественной поддержки.

Кроме этого различают активное и пассивное, индивидуальное и коллективное (массовое), легальное (соответствует установленному законами порядку) и нелегальное (нарушает законы, противоречит установленным порядкам), традиционное (ориентировано на поддержание политической преемственности и стабильности) и инновационное (нацелено на развитие, изменения), постоянное (оно характерно для политиков-профессионалов) и эпизодическое (характерно для рядовых граждан, например, голосование на выборах), организованное и неорганизованное политическое участие.

Особое значение для государства имеют так называемые протестные формы политического участия. Политический протест является одной из разновидностей негативного воздействия индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, а также действия властей. Он может протекать как в виде разрешенных властями демонстраций, пикетов или других акций (конвенциональная форма), так и в деятельности запрещенных политических партий, несанкционированных шествиях и т.д. (неконвенциональная форма).

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. В этой связи определенную опасность для демократического устройства общества представляют кризисы политического участия. Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике. Они обусловлены, как правило, претензиями новых социальных групп на соучастие в управлении государством, в осуществлении властных полномочий, на вхождение в политическую элиту. В тех случаях, когда правящая элита считает нелегитимными требования этой новой социальной группы, стремящейся к активному включению в политический процесс, обычно и наступает кризис политического участия.

Существуют разные пути преодоления возникшего кризиса политического участия.

Наиболее эффективным способом разрешения кризиса политического участия является институциональная адаптация. Ее характерной особенностью является то, что в рамках определенной политической системы находится институциональное решение, а именно: обозначаются новые процедуры выборов и создаются электоральные институты, совершенствуется партийная система государства, формируются группы интересов. Только в этом случае можно прийти к соглашению между правящей элитой и контрэлитой, стремящейся к участию в принятии политических решений. Другим, противоположным, способом разрешения кризиса политического участия является авторитарный способ. Для него характерен отказ в расширении сферы политического участия различных групп населения или ее насильственное ограничение путем введения всевозможных запретов, применения репрессивных мер. Обычно это приводит к развитию форм принудительного, мобилизационного, имитационного участия граждан в политике. Третьим способом разрешения кризисов политического участия является умеренно-авторитарный способ. Он предполагает, что правящая элита, не готовая идти на значительные изменения характеристик политической системы, начинает создавать только иллюзорные формы политического участия, пытаясь, тем самым, направить возникшую новую политическую активность в нужное для себя русло, в рамки существующих традиционных структур. В этом случае оппозиционным силам предоставляется формальное право участвовать в политическом процессе, однако существующая система не дает им никаких шансов одержать победу.

Статьи по теме