Страницы истории 1920 1930 годов. III. Самоопределение к деятельности

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

2. Подумайте, к какому времени относится появление этих названий: ко времени Российской империи (поставьте рядом буквы Р. и.) или к советскому времени (рядом с этими названиями поставьте СССР).

3. Серёжа и Надя подобрали фотографии московских улиц начала XX века и 1930-х годов. Узнай, где какая. Какие характерные приметы времени, запечатлённые на фотоснимках, помогли тебе в этом? Подпиши фотографии.

На фотографии, которую показывает Серёжа, изображена улица Арбат 1930-х годов. О том, что эта фотография относится именно к 30-м годам прошлого века указывает наличие автобусов, грузовых и легковых автомобилей на проезжей части. Также к приметам времени можно отнести особенную «сталинскую» архитектуру, например, массивные колонны с вазами и лепниной, которые можно хорошо разглядеть на переднем плане фотографии.

Вторая фотография, которую показывает Надя, явно относится к началу XX века. На Тверской улице, запечатлённой на фото, еще не увидишь автомобилей. Это редкость. В основном для перевозки людей и грузов используются лошади. В тот момент распространенным видом транспорта были конки — небольшие вагончики с запряженными в них лошадьми. Вагоны конки передвигались по рельсам, что позволяло увеличить скорость движения и наполняемость вагончика. Такой транспорт считался передовым, но просуществовал всего несколько десятилетий, поскольку на смену ему пришли еще более удобные автомобили, автобусы и трамваи. Кстати, в то время ещё только начали создаваться правила дорожного движения. Поэтому пешеходы переходят проезжую часть не по «зебрам», а кто где хочет.

1. Советская власть.
2. Образование СССР.
3. Достижения СССР.

Советская власть — так была названа новая власть. Свое название она получила от выборных органов государственной власти -Советов. Однако страной руководила партия большевиков. Позднее она получила название — коммунистическая партия.

Другие политические партии в стране были запрещены. Несогласных с советской властью — помещиков, священников, дворян, фабрикантов — ждала расправа. Преследовались и люди творческих профессий — поэты, музыканты, писатели, художники, ученые — те, кто высказывался против новой власти.

2. Образование СССР.

После образования нового государства, столицей его в 1918 году стала Москва. В 1922 году новой государство — Союз Советских Социалистических Республик — появилось на карте. Под этим названием страна просуществовала почти 70 лет. Символы СССР :

Флаг СССР

Герб СССР

Со временем в состав СССР вошло 15 республик : Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

Тот уклад жизни, который сложился в стране до революций и Гражданской войны, был полностью разрушен. В собственность государства перешли все заводы, фабрики и другие предприятия.

В стране началась борьба с неграмотностью. Отныне образование стало доступно всем. Создавались лекбезы. Над школьными тетрадками склонились и взрослые.

Но были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был взорван храм Христа Спасителя. В настоящее время храм восстановлен (1994-1997гг.).

3. Достижения СССР.

В 30-е годы страна превратилась в гигантскую стройку. Люди работали не считаясь со временем, верили в новую, справедливую, красивую жизнь. Возникали новые города, строились новые заводы, электростанции.

В Москве появилось метро, красота которого восторгает и в настоящее время.

Состав населения страны значительно изменился. Не было больше царя, помещиков, фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Так появились коммуналки.

Менялась и жизнь деревни. Крестьяне получили землю. Начали создаваться колхозы — объединения крестьян для ведения коллективного хозяйства. Однако не все желали трудиться сообща.

Радостные песни звучали в стране, фильмы тех лет рассказывали о счастливой жизни народа.

Но на самом деле в стране установилось беззаконие. В конце 20-х годов к власти пришел И.В.Сталин, утвердив свою личную власть. Из-за частых невыполнений хозяйственных планов, вина возлагалась на руководителей этих предприятий, ученых, инженеров. Людей объявляли «врагами народа». Часто страдали невинные люди.

К концу 30-х годов СССР сумел добиться больших успехов. Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы. Но это было достигнуто за счет трудового порыва народа, лишений большинства населения страны.

Просмотры: 13 533

Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века.

Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами.

Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской.

Слайд № 2 .

В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали.

Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги.

Слайд № 3 .

В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.

Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза.

Работа по учебнику.

Найдите на карте на с. 134 – 135 республики, входившие в состав СССР. В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская.

Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.

Слайд № 4 .

Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем.

Слайд № 5 .

Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.

Слайд № 6 .

Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы.

Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными.

По названию выборных органов государственной власти - Советов - новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны руководила партия большевиков. Позже их стали называть коммунистами.

Другие политические партии были запрещены. С противниками советской власти расправлялись, прежде всего со священниками, бывшими дворянами, помещиками, фабрикантами. Гонениям подвергались и люди творческих профессий - писатели, поэты, художники, а также учёные - словом, все те, кто осмеливался выступать против новой власти.

С 1918 года столицей страны стала Москва. В 1922 году на карте появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

За годы революций и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства.

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Вот одна из фотографий той поры. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем.

Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был восстановлен в 1990-е годы.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР?

Страна-труженица

В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня.

Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы - коллективные хозяйства - и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого.

Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рассказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом деле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвердилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учёных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».

Проверь себя

  1. Когда образовался Советский Союз?
  2. Что ты знаешь о стройках 1930-х годов?
  3. Как изменилась жизнь в деревне?

Задания для домашней работы

  1. Узнай у взрослых, из семейного архива, как отразились события 1920 -1930-х годов на жизни твоей семьи. Составь рассказ.
  2. Выясни, названия каких городов, посёлков, улиц в вашем крае напоминают о стройках 1930-х годов.

На следующем уроке

Узнаем о Великой Отечественной войне и о Великой Победе. Научимся собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов.

Вспомни, какие кинофильмы тебе довелось посмотреть и какие книги прочитать о Великой Отечественной войне.

Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов

Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг.

Формируемые УУД: познавательные - осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное; коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд­ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные - осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта.

Ход урока

I. Организационный момент


Карточка 1

Что вы знаете о последнем русском царе?

Карточка 2

Кто такие большевики?

Карточка 3

Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?

Карточка 4

Что такое гражданская война?

2. Блицопрос

Последний русский царь. (Николай П.)

" Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? (В феврале 1913 г.)

Как назывались группы единомышленников, которые вы­двигали свои программы по преобразованию общества? (Партии.)

Как называли себя сторонники В.И. Ленина? (Большевики.)

К чему призывала партия большевиков? (К революции.)

Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

Кто участвовал в Гражданской войне? (Белые и красные.) " Как называли сторонников большевиков? (Красные.)

3. Работа в парах

Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 5 на с. 46-47 рабочей тетради. Чьи рассказы понравились?

Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920-1930-х годов».)

Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Высказывания детей.)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, что происходило в этот период.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, рабо­тать в группах, парах, высказывать свое мнение, аргументи­ровать свой ответ и т. д.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

В 1922 г. на карте появилось новое государство - Союз Со­ветских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991 г. С начала 20-х гг. и особенно после смерти В.И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Утвер­дились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И.В. Сталиным. С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем - проведение форси­рованной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государствен­ные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного дви­жения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная на ну­жды обороны. В конце 30-х гг. произошли резкие изменения во внешней политике страны (отказ от курса на коллективную безо­пасность).

2. Работа с учебником С. 136-137

Прочитайте текст. Почему новую власть стали называть со­ветской? (Основным звеном в управлении государством стали Советы.)

3. Работа с картой

(Ученики работают по карте в учебнике (задание на с. 137) и у доски.)

4. Рассказ учителя

Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг.?

1926-1928 гг. историки считают начальным этапом индуст­риализации. За это время более чем вдвое увеличились капита­ловложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строи­тельство. В 1929-1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хо­зяйства (колхозы). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхо­зам льготы при получении в пользование земли. Ограничивалась аренда земли зажиточными хозяевами - кулаками.

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачива­ние вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начинаются отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сель­ских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.

5. Работа по учебнику С. 138-139

Прочитайте текст учебника. Что нового узнали из текста? (Высказывания детей.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в тетради

(Самостоятельное выполнение задания 1 на с. 48.)

Работая в группах, выполните задание 2. (Коллективная проверка. За каждый правильный ответ -

Сколько баллов набрала ваша группа?

2. Викторина

2. Как их стали называть позднее? (Коммунисты.)

3. Почему новую власть назвали советской? (Советы были ос­новным звеном в управлении государством.)

4. Когда появилось новое государство - СССР? (В 1922 г.)

5. Сколько республик входило в состав СССР? (15.)

6. Почему Москва стала столицей СССР? (В 1918г. из Петро­града туда переехало правительство.)

7. Какие изменения произошли в государстве? (В стране боль­ше не было царя, помещиков и фабрикантов. Началась борьба с неграмотностью.)

8. Что напоминал СССР в 1930-е гг.? (Огромную стройку.)

9. Что было построено в то время? (Новые города, заводы, элек­тростанции, московское метро.)

10. Какие изменения произошли в деревне? (Крестьяне полу­чили землю и объединились в колхозы.)

11. Легкой ли была жизнь в то время? (И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

Какова была цель урока? Достигли поставленной цели?

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

2. Выполнить задание 3 на с. 49 рабочей тетради.

Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа

Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Формируемые УУД: познавательные - воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные - участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные - формиро­вать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фо­нограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача), карточки для индивидуальной работы, иллюстрация (слайд) «Памятник Неизвестному Солдату».

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний


  1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1

Что вы знаете о стройках 1930-х гг.?

Карточка 2

Как изменилась жизнь в деревне?

(Учитель может использовать задания теста 14 «Россия в XX веке» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые за­дания. 4 класс».)

3. Работа в парах

Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 49 рабочей тетради. Кто помогал в выполнении зада­ния? Как подписали фотографии?

4. Дополнительные сообщения

Какие названия городов, поселков, улиц в нашем крае на­поминают о стройках 1930-х гг.? (Сообщения детей.)

III. Самоопределение к деятельности

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории че­ловечества - это мировые войны, в них были втянуты все круп­нейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Учитель показывает иллюстрацию (слайд) «Памятник Неиз­вестному Солдату».)

Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солда­ту, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Сол­дата». На надгробии - боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь - символы скорби и почести, от­литые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Высказы­вания детей.)

Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечест­венной войны?

Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистски­ми захватчиками вы читали?

Какие фильмы смотрели?

Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?

С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?

Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе (селе)?

Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформу­лировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война». Задачи:рас­ширить и углубить наши знания об этой войне.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

(Прослушать песню «Священная война».)

1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Две­надцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тя­жело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

2. Работа с иллюстрацией

Рассмотрите внимательно фотографию на с. 141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объ­явление о начале войны? (Высказывания детей.)

По планам гитлеровских генералов, война должна была про­длиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Гер­мания захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, на­родное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непре­рывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заста­вить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, герои­чески сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения - четыре дивизии - первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленингра­ду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на по­мощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Ёраг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 г. наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще дале­ко. Летом 1942 г. фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к за­пасам нефти.

В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталин­градская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое на­ступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Фашисты двинули в бой новые тяже­лые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось не­бывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 ма­шин. Сражение под Курском закончилось нашей победой. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не остав­лял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спас­ти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 г. полностью освободили Украину, Молдавию, Прибал­тику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, совет­ские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захвачен­ным оккупантами странам.

В начале 1945 г. советские войска с востока, вступили на тер­риторию Германии. Им навстречу двигались войска союзни­ков - США, Англии, Франции, которые почти не встречали со­противления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия вы­ступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония ка­питулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Даль­нем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не толь­ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа пол­ководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, AM. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади сол­даты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Побе­ды Г.К. Жуков.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

1. Блицопрос

На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

Когда фашистские войска подошли к Москве? (В конце ок­тября.)

Когда Советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 2 на с. 50-51, работая в группах. Коллективная проверка.)

Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 144-145 учебника. Расска­жите о Параде Победы в Москве.

(Заслушать рассказ 2-3 пар.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

Что нового о героических событиях в истории родной стра­ны узнали сегодня на уроке?

К какому периоду они относятся?

Почему войну с фашистскими захватчиками называют оте­чественной?

VIII. Рефлексия

Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (Ко­гда же на Земле закончатся войны?)

- Назовите антоним к слову «война».

Какой вывод вы сделали для себя после этого урока? (Самооценка. Комментарий учителя.)

2. Выполнить задание 1 на с. 50 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщения о защитниках Москвы, Брестской крепости, Сталинграда.

4. Рассказать о событиях блокады Ленинграда.

5. Узнать о ветеранах войны своего города (поселка).

6. Подготовить сообщение о любом герое Великой Отечест­венной войны.

Дополнительный материал

Защита Брестской крепости

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брест­ской крепости. Около месяца держали оборону ее бойцы, которые пер­выми приняли на себя удар фашистской армии. Фашисты окружили кре­пость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!» Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. В течение месяца женщины, дети, старики сооружали оборонительные рубежи.

Блокада Ленинграда

Немцы приблизились к Ленинграду, но не смогли сразу прорвать оборону и заключили город в кольцо. Город был окружен 8 сентября 1941 г. Тяжелое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сот­нями от голода и холода. 900 дней длилась осада, но не пустили фаши­стов в город его жители, обороняя его. В блокированном Ленинграде оставалось около 3 млн человек. Запасы продовольствия и топлива были на исходе. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним ми­ром. И главная роль в этом принадлежала так называемой Дороге жизни, навсегда оставшейся в памяти ленинградцев. По льду Ладожского озера была проложена трасса. Однако Дорога жизни не могла решить всех про­блем большого города, люди умирали от голода.

Битва под Москвой

16 ноября 1941 г. бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов диви­зии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково. Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. Уже в первые дни боев у стен столицы он был награжден орденом Красно­го Знамени и удостоен чести участвовать в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Василий Клочков пробрался в окопы у разъезда Дубосеково в начале боя и остался со своими солдатами до конца.

Клочков заметил: «Танков много идет, но нас больше. Двадцать штук танков, меньше чем по танку на брата». Воины решили стоять насмерть. Танки подошли совсем близко. Начался бой. Команду подавал политрук Клочков. Противотанкового оружия не было. Под огнем панфиловцы выскакивали из окопа и бросали связки гранат под гусеницы танков, а бутылки с горючим - на моторную часть или топливный бак. Четыре часа над окопами храбрецов бушевала огненная буря. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, с шипением и свистом проносились снаряды, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. Враг не вы­держал и отступил, но вскоре опять рванулся в атаку - 30 танков двину­лись на горстку храбрецов.

Политрук Клочков посмотрел на солдат. «Тридцать танков, друзья! - сказал он. - Наверное, помирать нам здесь придется во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы здесь деремся, как мы защищаем Москву. Отступать нам некуда - позади Москва».

Эти слова Клочкова вошли в сердце бойцов как призыв Родины, все­лив в них новую силу и отвагу. Теперь уже было ясно, что в этой схватке воины обретут себе смерть, но все же они хотели заставить врага дорого заплатить за их жизнь. Солдаты, истекая кровью, не покидали своих бое­вых постов. Стойкость 28 советских героев оказалась крепче вражеской брони. За беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу советское правительство посмертно присвоило участникам боя у разъезда Дубосеково высокое звание Героя Советского Союза.

Сталинградская битва. Курская битва

17 июля 1942 г. началось Сталинградское сражение Второй мировой войны. Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. Под Сталинградом советские войска окружили и уничтожили 22 дивизии врага - 330 тыс. человек. В городе не осталось почти ни одного дома, но за Волгу врага не пустили его защитники. 200 дней и ночей длилась оборона Сталинграда. Погибло почти все оставшееся в городе население. Но фашистов ждали в «котле» (окружение) советские солдаты, прибыв­шие на помощь Сталинграду. Враги были окружены, и 2 февраля 1943 г. 22 армии сдались в плен. После войны был сооружен на Мамаевом курга­не в Сталинграде мемориал - памятник защитникам города. На обелиске написано: «Родина чтит эти подвиги, имя которым - бессмертие мир отстоявшим для будущих поколений, Слава вам вечная и благодарность Отечества». Сталинградская битва переломила ход всей войны.

А летом 1943 г. произошла знаменитая Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. К вечеру все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродован­ными остатками танков. После Курской битвы началось массовое из­гнание оккупантов.

Ход урока 2

(Данный урок учитель может построить по своему усмотре­нию. Это может быть:

1) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;

2) посещение краеведческого музея и экскурсия по теме «Вклад нашего города (поселка) в Победу»;

3) сообщения о героях войны (см. дополнительный материал к уроку);

4) подготовка праздника ко Дню Победы;

5) групповая исследовательская работа по темам, например, «Защита Брестской крепости», «Блокада Ленинграда», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва. Курская битва», «Победа!»;

6) конкурс стихов о Великой Отечественной войне;

7) посещение библиотеки: знакомство с литературой на во­енную тему;

8) беседа «Ордена и медали Великой Отечественной войны» и т. д.)

Дополнительный материал

Герои Великой Отечественной войны

Подвиги солдат. Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фа­шистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 г. 10 октября 1944 г. Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вы­вез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 г. принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под покровом ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.

Илья Каплунов в бою в декабре 1942 г. вступил в единоборство с 9 фа­шистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.

Сержант Яков Павлов и его знаменитый дом в центре Сталинграда. Сержант защищал его с горсткой бойцов 12 национальностей. Немцы положили за этот дом больше жизней, чем за Париж, но, в отличие от Па­рижа, этот дом не взяли. Теперь на торце этого здания изображен рель­еф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома.

Подвиги летчиков. 7 августа 1942 г. летчик Владимир Землянский 4 раза поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе - еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Вла­димир Каменщиков погиб.

Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 г. произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 авгу­ста 1943 г. его подразделение по тревоге поднялось в воздух. 6 самолетов вступили в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира Панина.

Иван Мещеряков - командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздуш­ных боя, уничтожила 56 вражеских самолетов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолетов. 6 февраля 1942 г. по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, летчик на­правил самолет к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанес удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолет на них. По самолету стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он продолжал вести самолет одной рукой. Самолет потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмитами», подбив 4 из них, погиб в неравном бою.

Подвиги медсестер. Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе вы­носила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Ста­линградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, достав­ляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии де­вушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 г. во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и по­гибла смертью героя.

Всех героев нельзя назвать, но их помнят, в их честь зажигают Веч­ный огонь.

Статьи по теме