Конспект урока обучения грамоте «Звуки -, буква Ф. Чтение слов и слогов с буквой ф Чтение стихов о букве ф

МБОУ « Яндыковская СОШ»

Урок обучения грамоте

в 1 классе

Выполнил;

Исмухамбетова

Алтын Батыровна

Учитель начальных классов

с. Яндыки – 2012г.

Тема урока : Чтение слов с буквой ф (закрепление)

Цель урока :

Образовательная: формировать навыки чтения, работы с текстом,
характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости, познакомить с правилами перехода улицы;
закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к учебной деятельности, стремление выполнять правила безопасности на дорогах,

Развивающая: развивать устную речь, логическое мышление, внимание,
умение сравнивать, анализировать и делать выводы,

Планируемые результаты :

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Основные понятия : звук, буква, светофор, старт, финиш

Межпредметные связи : ОБЖ, математика, труд

Ресурсы: «Азбука» -с.72-73; словарь Ожигова, карточки со схемой слова, карточки с текстом, карточки с концами предложений, мультимедийный проектор; модели светофора.

Организационный момент .

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Все легонечко вздохнём,

Урок обучения грамоте начнём

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

работать дружно и активно;

уметь слушать друг друга;

уважать друг друга;

внимательно относиться друг к другу;

выслушивать ответы ребят

работать успешно (слайд №2)

Целеполагание и мотивация ..

    Постановка проблемного вопроса .

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз

Значит можно улицу

Перейти сейчас (светофор) (слайд №3)

Правильно, это светофор. Что такое светофор? Как вы догадались, что это светофор? Сейчас ребята прочитают нам как объясняет нам словарь Ожегова значение слова светофор и как объясняется значение слова в интернете. (ответы детей) . Светофор дорожный (от свет и греч. phorós - несущий), средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах. (интернет)

Светофор - световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железнодорожных дорог (словарь Ожигова).

Наш гость хочет узнать, знаете ли вы, от чего зависит наша дорожная безопасность? ( высказывания детей). О чём мы с вами будем говорить на уроке?

    Игра «Живой звук». Работа в парах

Схема какого слова изображена?(слайд№4, у детей на листочках)

(светофор)

Убрать буквы со схемы слова в таком порядке: букву, которая обозначена ударным гласным; буквы, которые обозначены безударными гласными; буквы, которые обозначены 1,2,4,8 согласными звуками. Какая буква осталась?

Какая же тема нашего урока? Мы будем читать слоги, слова и текст, где есть слова с буквой Ф.

Актуализация знаний .

А теперь наш светофор хочет проверить как вы освоили материал на

прошлом уроке.

    Игра « Верю – не верю»

На партах у вас кружочки красного, зелёного и жёлтого цвета. Если вы согласны, то показываете зелёный кружочек, если не согласны, то показываете красный кружочек.

Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

Звук [ф] – глухой.

Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

В слове фуфайка только одна буква «ф»

Что же вы знаете о букве ф? (обозначает согласный, глухой, звук, может быть мягким и твёрдым)

2.Сопоставление парных по глухости и звонкости звуков [ ф ], [ф’];[в], [в’].( слайд)

Посмотрите на ленту букв. (слайд № 5) Найдите букву ф. Что ещё можете сказать о ней?(парная).Почему так решили? С какой буквой дружит буква ф? В русском языке очень часто в словах встречается звук [ ф ] обозначенный буквой в, поэтому при письме нужно быть очень внимательным.

3. Чтение слогов на с.72. (слайд №5)

Фе -слог слияние мягкого глухого согласного[ф] с гласным звуком [э]

Ве - слог слияние мягко звонкого согласного[в]с гласным звуком [э] и т.д.

Физминутка.

Светофор хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

Работа по теме урока .

1 . Чтение стихотворения В. Берестова, с.72 .

Как можно озаглавить его? Почему?

Сколько цветов у светофора?

Что каждый из них означает?

На какой свет можно ехать на машине? Нельзя? Для чего служит жёлтый свет светофора?

Выполняете ли вы сигналы светофора?

2.Светофор принёс нам загадки.(слайды № 6-13 )

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (мотоцикл)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю. (Пешеход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней. (Машина)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят... (Дети)

Прочитайте слова – отгадки. Что можете сказать об этих словах? Прочитайте слова, которые обозначают транспорт. Прочитайте слова, которые обозначают одушевлённые предметы. Найдите слово, где написана буква в , а произносится звук [ф ] (слайд №14)

3.Чтение рассказа «Светофор» Б. Житкова, с. 73

Что удивило мальчика и его маму?

Что ответил им шофёр?

Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?

4.Работа в группах. Чтение в лицах .

Что ещё можно сделать с этим текстом? (высказывания детей). Мы можем прочитать его в лицах.

5.Составление правил перехода улицы . Работа в парах .

У вас на листочках написан текст. Предложения в нём не закончены. Так же у вас есть на карточках концы этих предложений. Вы должны к каждому предложению подобрать конец и приклеить его в текст.

Прежде чем перейти дорогу, найди…(место для перехода).

Остановись у …(тротуара)

Посмотри внимательно в …(обе стороны), нет ли машин.

Переходи дорогу по …(зебре).

Вот так ты научишься переходить …(дорогу)

Итог урока.

Чтение пар слов с антонимами с. 72(слайд)

Что такое старт? Финиш? Как называются эти слова?

Подошёл конец нашего урока - финиш.

Что нового узнали? Чему научились?

Рефлексия .

У вас на столе модель светофора и геометрические фигуры. (приложение) .Как они называются? (круги) сколько их? Сравните их.(по размеру одинаковые, по цвету разные). Что означают кружки? Если вам понравилось на уроке, то зажгите на светофоре зелёный свет - можно идти дальше за знаниями. Если не понравилось, зажгите красный свет – надо остановиться и подумать, как исправить свои ошибки. Если что то понравилось, а что то не понравилось – зажгите жёлтый свет светофора. (дети приклеивают кружочки к модели светофора)

От чего же зависит наша дорожная безопасность? (соблюдение правил дорожного движения). Что вы хотите сказать на прощание нашему светофору?(обещание выполнять правила дорожного движения)

Приложение

Прежде чем перейти дорогу, найди _____________.

Остановись у __________________.

Посмотри внимательно в _______________ , нет ли машин.

Переходи дорогу по __________________ .

Вот так ты научишься переходить ___________ .

дорогу

место для перехода

обе стороны

зебре

тротуара

Модель светофора и кружочки

Тема: чтение слов с буквой Ф

Цели:

1)Развивающая : развивать у учащихся фонематический слух, речь, дикцию;

2)Обучающая : совершенствовать навыки чтения, продолжить учить сопоставлять парные звонкие и глухие согласные, делить слова на слоги;

3)Воспитывающая : воспитывать интерес к учебной деятельности.

УУД: умение делать выводы в конце беседы, диалога.

Пропедевтика: прямая речь в кавычках.

Оборудование: презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Включение в учебную деятельность

Актуализация знаний

Работа по теме урока

Закрепление изученного

Подведение итогов.

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня урок чтения проведу у вас я, меня зовут Анна Владимировна!

Сейчас проведем разминку(развитие речевого аппарата)

С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

Какие звуки эта буква обозначает?

А кто запомнил словарные слова с новой буквой?

Сейчас проведем звукобуквенный анализ слова «флотилия»

Сколько гласных звуков в слове?

Значит в слове сколько слогов?

Назовите слоги.

Молодцы ребята.

А сейчас откройте стр.70 в азбуке., прочитайте текст

Вспомните, из какой сказки эти строки?

Сейчас прочитайте текст на стр.72.

Что вы знаете о создании русского флота?

Как называют флаг, под которыми плавают российские морские корабли?

А что вы знаете о флаге России?

Каждое гос – во имеет свою символику – герб, флаг.

Сегодня мы поговорим о государственных символах, о нашей родине.

Россия…

Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя. Моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть, люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

Отношение к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете?

Как называется страна, в которой мы живем?

В каком государстве вы живете?

Назовите столицу нашего государства.

Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это сделаем-совершим заочное путешествие по столице.

(показываю презентацию)

Кто из вас переходит дорогу, по которой движется транспорт, когда идете в школу?

Что нужно помнить при переходе через дорогу?

Какое устройство помогает перейти дорогу?

В этом слове есть бука, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Что это за буква?

Сейчас я вам прочитаю текст, а потом вы сами прочитаете.(текст распечатан всем)

У кого из вас есть сотовые телефоны?

Можно ли во время урока звонить кому-либо, отвечать на звонки?

Правильно ли поступил Витя?

Почему ему было стыдно и грустно к концу урока?

Можно ли пользоваться телефоном, когда переходите через дорогу, по которой движется транспорт?

Чем это опасно для пешехода?

Кто может пересказать текст подробно?

Физкультминутка

А сейчас отгадайте загадки

1.не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет.

2.От дома начинается,

У дома и кончается.

3.Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

4.Запылал у чудища

Изумрудный глаз.

Значит, можно улицу

Перейти сейчас.

5. на четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

Прочитайте отгадки на доске, что объединяет все эти слова?

Как называют человека, который регулирует движение, если на улице затор из машин?

Прочитайте стихотворение на стр.72

Объясните, что означают три цвета светофора?

Молодцы ребята!

Сейчас поработаем со слогами в таблице.

Прочитайте слоги.

Назовите твердые слоги.

Назовите мягкие слоги.

А сей час я прочитаю текст « светофор» на стр.73

Как действую ваши родители, когда подъезжают к светофору?

А сейчас прочитаете этот текст вы.

На какой сигнал светофора можно ехать машинам, а идти пешеходам.

Сейчас я буду называть слова, а вы должны их запомнить. (Дорога, колесо, шоссе, автобус, трамвай, такси, троллейбус)

Прочитайте стихотворение на стр.72.

Назовите все слова, которые содержит букву Ф

Понравился ли вам урок?

Что было самым интересным?

Что нового вы узнали?

Можете быть свободны.

Приветствуют, рассаживаются.

Делают разминку.

Мы познакомились с буквой Ф.

Ф.,Ф

Финиш, шофер, фонарик, асфальт, телефон, фабрика, фантазер, факир

Четыре

Четыре

Фло, ти, ли, я.

Открывают учебник, читают текст 2 человека

Сказка о царе Салтане.

Читают 3 человека по очереди

Андреевский флаг

Отвечают

Слушают

Читают и говорят кто как понимает эти пословицы.

Россия

В Российской Федерации

Москва

Отвечают

Правила дорожного движения

Светофор

Буква Ф

Читают по очереди.

Отвечают

нельзя.

нет

отвечают

нет

отвечают

Дорога

Дорога

шоссе

светофор

колеса, шины

они связаны с движением.

Велосипед, машина.

Постовой, регулировщик.

Читают и отвечают

Читают

Называют

называют

отвечают

читают по очереди

отвечают

говорят слова кто какие запомнил.

Называют слова.

отвечают

прощаются

Урок 93. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Ф (закрепление)

03.05.2013 10324 0

Урок 93. чтение слов с БУКВОЙ Ф
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о согласных звуках [ф], [ф’], букве ф ; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование :учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки [ф], [ф’] в словах:

кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, фирма, ферма, вагон, фазан, вилка, флот, плот.

Игра «Буква потерялась».

Работа проводится на магнитной доске.

_абрика, ко_та, шо_ер, _илин,

_лаг, шар_, _лот, _артук.

Дети во всех словах добавляют букву ф .

Чтение стихотворения В. Берестова, с. 196.

Вопрос ы:

– Сколько цветов у светофора?

– Что каждый из них означает?

– Выполняете ли вы сигналы светофора?

Физкультминутка

Чтение слогов-слияний, с. 196.

Сопоставление парных по глухости и звонкости звуков [ф], [в]; [ф’], [в’].

Чтение пар слов с антонимами.

Выразительное чтение стихотворения В. Берестова.

– Во что одет фокусник?

– Объясните значение слова фрак.

Что фокусник превратил в букет?

– Кто выскочит из букета?

– Что это – фокус или чудо?

При повторном чтении дети подчеркивают слова, в которых встречается буква ф .

Заучивание стихотворения наизусть.

1. Разгадайте кроссворд.

Вокруг кроссворда – предметные картинки, на которых изображены пень, орел, перо, лист, игла, флаг, коза, ирис (цветок) . Они-то и помогут детям вписать нужные слова в кроссворд.

(Отве т: флаг, игра, лист, ирис, перо, пень, орел, коза.)

Физкультминутка

Чтение рассказа «Светофор» Б. Житкова, с. 197.

Учитель интересуется, читал ли кто-нибудь из детей веселую и интересную книгу замечательного детского писателя Бориса Степановича Житкова «Что я видел?» о любознательном мальчике, которого звали Почемучкой.

Дети читают отрывок из этой книги, данный в учебнике.

Вопрос ы:

– Что удивило мальчика и его маму?

– Что ответил им шофер?

– Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?

Чтение рассказа в лицах. Пересказ текста.

2. Повторение всех изученных букв. Определение места буквы ф на «ленте букв», с. 197.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Какие задания вам особенно запомнились?

– Какие были трудности?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

ЦЕЛИ:

  • формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • развивать орфографическую зоркость при чтении текстов фонематический слух, речь, мышление, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • В. Г. Горецкий, “Русская азбука”, индивидуальные слоговые таблицы, карточки со словами, плакат с предложениями,
  • книжка-малышка со стихами о подснежнике и фиалке, рисунок подснежника и фиалки, картина “Весенний лес”, шапочки “Подснежник”, “Скворец”, “Март”,
  • аудиозапись П. И. Чайковский “Времена года. Март”, модели для составления схемы слова, карточки с буквами: ф, л, к, а, а, и,
  • карточки с надписями “Молодец” с недостающими элементами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня рано утром ко мне в окошко вдруг кто-то постучал. Это была маленькая синичка. Она стала звонко щебетать. Птичка пригласила нас в лес, сказав, что там будут происходить весенние чудеса.

Вы хотите отправиться в путешествие?

Прочтите девиз нашей работы, который записан на доске.

ДЕВИЗ РАБОТЫ: Мы любим друг друга, понимаем и помогаем.

Не зря именно эти слова стали девизом нашего урока. Дорогу осилят только дружные ребята, готовые прийти на помощь друг другу.

2. Постановка цели урока.

С какой новой буквой мы познакомились вчера на уроке? (С буквой “ф”)

Какие звуки обозначает буква “ф”?

Охарактеризуйте эти звуки.

Дети: [ф] – согласный, твёрдый, глухой, парный (пара [в] – [ф]

[ф] – согласный, мягкий, глухой, парный (пара [в] – [ф])

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно и красиво читать. Вспомним то, что мы учили о звуках и буквах. Будем учиться составлять предложения и рассказы.

3. Актуализация знаний.

Я хочу пополнить ваши знания о букве “ф”.

В русском языке наряду с “активными” буквами, которые встречаются в книгах очень часто, имеются и “пассивные”, которые употребляются редко. Такова буква “ф”. Случайно ли это? Почему это так? Дело в том, что в русском языке слова с буквой “ф” главным образом заимствованы из других языков, недаром, в кубанском говоре до сих пор буква “ф” заменяется двумя русскими буквами “хв” или просто “х”: вместо Фёдор, например, говорят Хвёдор, фартук – хвартук, туфли – тухли.

Повторив то, что мы учили, отправляемся в путешествие. Но как же мы попадём в лес?

Кажется, я знаю, кто нам может помочь. Вы это тоже узнаете, если прочтёте стихотворение в “Азбуке” (стр. 196).

Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?

Какие слова в этом стихотворении называют одушевлённые предметы? (Кто?) фокусник; (кто?) фея.

Какой звук обозначает буква “ф” в каждом слове? (В словах: фокусник, фрак, факел, фокус буква “ф” обозначает звук [ф] в слове фея буква “ф” обозначает звук[ф, ]

Фея и её друг – фокусник готовы нам помочь. Но сначала они хотят убедиться, что вы умеете работать дружно.

Работа над техникой чтения.

а) работа над скороговоркой:

Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем.

В огороде Фёкла ахала да охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.

Затем дети говорят начало ранее выученных скороговорок, весь класс хором продолжает (скороговорки учатся на каждом уроке).

б) работа по слоговой таблице:

А О У Ы И Е Я Ё Ю Э
Н н а но ну ны ни не ня нё ню
С са со су сы си се ся сё сю
К ка ко ку кы ки ке кя кё кю
Т та то ту ты ти те тя тё тю
Л ла ло лу лы ли ле ля лё лю
Р ра ро ру ры ри ре ря рё рю
В ва во ву вы ви ве вя вё вю
П па по пу пы пи пе пя пё пю
М ма мо му мы ми ме мя мё мю
З за зо зу зы зи зе зя зё зю
Б ба бо бу бы би бе бя бё бю
Д да до ду ды ди де дя дё дю
Г га гго гу гы ги ге гя гё гю
Ч ча чо чу - чи че - чё -
Ш ш а шо шу - ши ше - шё -
Ж жа жо жу - жи же - жё -
Х х а хо ху - хи хе - - -
Ц ц а цо цу цы ци це - - -
Щ щ а що щу - щи ще - щё -
Ф фа фо фу фы фи фе фя фё фю
Й
Ь

Разминку продолжаем
Слоги весело читаем.

Дети работают в парах по вариантам: один вариант читает, другой проверяет правильность выполняемой работы. Готовность показывают светофорами.

Игра “Я начну, а ты продолжи”

Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание: Учитель называет исходный слог (или условия для нахождения исходного слога) и стрелкой указывает направление: вверх, вниз, влево или вправо. Дети в парах читают, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Найти слоги, расположенные в слоговой таблице между слогами и прочитать фрагмент слоговой таблицы по стрелке:

в) составить слова по слоговой таблице: (учитель называет слово, ученики должны составить его по слоговой таблице. Например: ф-ла-г, фе-в- ра –л- ь, ко-н-фе-та)

4. Физическая разминка.

Я думаю, что мы можем отправляться в путь.

Я иду, и ты идёшь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поёшь –
Раз, два, три.
Мы идём, и мы поём –
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
Раз, два, три.

5. Развитие речи.

Но дорогу нам преградил сугроб. Это зима не хочет нас пускать в лес. Что же нам делать? Но фея подсказала, что нужно сделать.

Проведём игру “Угадай слово”

Учитель “набирает” по таблице слово, последовательно показывая указкой слоги. Дети

внимательно следят зa движениями указки, молча читают слово и по вызову учителя называют его.

(На наборном полотне после ответов детей выставляются карточки со словами).

С каждым из этих слов составим предложение так, чтобы получился рассказ.

После ответов детей на доске появляется плакат, на котором записаны предложения

Пришла тёплая весна. На небе ярко светит солнышко. В лесу звонко поют птицы.

Определить “опасное” место в словах весна, (в) лесу, поют.

Почему в слове птицы после буквы “ц” пишем букву “ы”?

Найти основу в последнем предложении.

Вот так чудо из чудес!
Мы попали с вами в лес!

На магнитной доске появляется картина весеннего леса, но без цветов.

6. Чтение стихотворения.

Сейчас, дети, мы увидим чудо. Это появление первого весеннего цветка.

А какой цветок весну открывает, вы узнаете, прочитав стихотворение.

Подснежник

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеёк.
И, себя увидев,
Крикнул: “Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна”. (Л. Кудрявская)

Какой же цветок первым прибежал в мартовский лес?

Кто из вас догадался, почему этот цветок так называют?

Не успеет солнышко растопить снег, а из-под снега уже выглядывает голубая головка подснежника.

Рисунок подснежника прикрепляется к весенней картине.

Подберите родственные слова к слову подснежник.

Подснежник, снежный, снежок, снежинка.

7. Инсценировка стихотворения кубанского поэта И. Вараввы.

А сейчас посмотрите инсценировку стихотворения кубанского поэта Ивана Вараввы, которую подготовили ребята.

Ты зачем, подснежник, вышел?
- Пел скворец, а я услышал.
- А зачем, скворец, ты пел?
- К нам в станицу март поспел!
- Что ты, март, принёс с собою?
- Солнце, небо голубое!

8. Упражнение на релаксацию (выполняется под музыку).

Кроме солнца и голубого неба март принёс с собой мягкую зелёную травку.

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!

9. Игра “Слово рассыпалось”.

Растаял снег. Побежали ручейки, и появляется ещё один весенний цветок.

Угадайте его название. (У детей на партах буквы)

КИЛАФА – ФИАЛКА

Составьте схему этого слова (работа с индивидуальными разборными схемами)

Рисунок фиалки прикрепляется на весеннюю картину.

Вам нравятся превращения, которые происходят в лесу весной? А ведь они происходят с вашей помощью.

10. Чтение стихотворения.

На солнечной опушке
Фиалка расцвела.
Фиолетовые ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт. (Е. Серова)

Где можно увидеть фиалку? Докажите это чтением строк из стихотворения.

Как вы понимаете, выражение “в лесу она хоронится”?

Фью, фью! – птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.

11. Работа с деформированным предложением.

Фиалку можно встретить не только в лесу. Есть ещё комнатные фиалки.

Если вы справитесь со следующим заданием, то вас ждёт сюрприз.

На магнитной доске расположены карточки со словами: красивая, Фаины, на, расцвела, у, фиалка, окне

Это отдельные слова или предложение?

Что такое предложение? (Это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Составить из данных слов предложение. У Фаины на окне расцвела красивая фиалка.

Назовите две основные орфограммы предложения. (Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставим точку).

Какое ещё слово написано с большой буквы? Почему? (Это слово Фаина. Это имя собственное, имя девочки. Имена людей пишутся с большой буквы).

12. Итог урока

В класс входит фея (учащаяся 4 класса).

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я.

Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

Какую интересную работу вы выполняли сегодня на уроке?

Мой друг фокусник передал для вас карточку. Допишите буквы и вы угадаете слово.

На карточке дана запись слова с недостающими элементами. Дети проговаривают написание этих элементов и читают слово: Молодцы!

Учитель благодарит детей за урок.

Обучение чтению.

Тема. «Повторение и обобщение. Буква Ф, ф. Путешествие в Африку».

Планируемые результаты. Формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умения ориентироваться в тексте, пользоваться дополнительной литературой; укреплять дыхательные мышцы, вырабатывать точную артикуляцию звуков «ф» и «в», расширять словарный запас; воспитывать интерес к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Материально-техническое обеспечение урока.

1) Азбука.1 класс. Часть 2./ В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

2) Как хорошо уметь читать. Книга для чтения в период обучения грамоте./ Л.А.Обухова, О.Е.Жиренко и др.

3) Презентация в программе Power Point /

4) Касса букв, слогов.

5) Тексты о природе Африки. Фотографии животных по теме.

6) Карта Восточного полушария.

7) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

8) Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель . Готовы вы к уроку?

Дети. Да.

Учитель . На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный …

Дети. Класс!

Учитель . Все получится у нас!

II. Актуализация знаний

Дыхательная гимнастика

Учитель. - На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками.

Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! …

Чередуйте звуки «ф» и «в» по 2 раза.

Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! В! В! …

Речевая разминка

Учитель . - Научитесь быстро и чисто проговаривать скороговорку .

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Учитель . Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на большом корабле. Прочитайте! Что это за корабль?

Ой, посмотрите. Потерялась первая буква! Что же делать? Вот вам подсказка. С этой буквой вы познакомились на прошлом уроке.

Стихи про букву Ф.

Дети. Это буква Ф.

Учитель . Какие звуки обозначает эта буква?

Дети. Согласные звуки [ф], [ф, ]

Учитель . Давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [ф] – согласный, твердый, глухой.

Звук [ф, ] – согласный, мягкий, глухой.

Учитель . Спасибо. Вернем букву Ф на место. Прочитаем хором название.

ФРЕГАТ «УДАЧА»

III . Работа по теме урока.

Учитель . Корабль к плаванию готов! А готова ли команда 1 класса «Б».

Обратите внимание на экран. Прочитаем слоги-слияния (чтение за диктором).

Проверим, как вы выполнили домашнее задание?

1. Работа по учебнику.

Учитель. Откройте Азбуку с. 70-71.

Чтение по учебнику по алгоритму:

1. Чтение слов с буквой Ф (чтение в парах).

2. Чтение отрывков из стихотворений.

Учитель. Команда готова! Выберем маршрут. Проведем зарядку.

IV . Физминутка.

Стихотворение Эммы Мошковской читает 1 ученица, все ученики показывают движения.

Круглый, круглый глобус школьный,

Словно мячик волейбольный.

Вот он, шар земной каков!

Я толкнул его рукой:

Поехали материки,

Поплыли две Америки,

Африка, Австралия,

Закружилась вся земля:

И леса, и поля,

И деревни, и мосты,

И собака у ворот,

И дом, и комната моя,

И шкаф, и стол, и стул, и Я!

V . Чтение слов и предложений с буквами Ф и В.

1. Учитель. Прочитаем слова - названия материков. Задание 2 (техн.карта)

Северная Америка, Южная Америка

Евразия, Африка, Австралия, Антарктида

Учитель. Цель нашего путешествия материк, в названии которого встречается буква Ф.

Дети. Африка. АФРИКА

Дети. Ученик у доски собирает слово из букв, составляет схему слова.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слово Африка, нарисуйте схему слова АФРИКА.

2. Учитель. Пока мы в пути, у нас есть немного времени. Давайте не будем его терять. А что значит «терять время»?

Дети. Бездельничать

Учитель. Помашите рукой, кто бездельник? Таких нет? Тогда за дело!

фе

фо

фи

фа

фы

фё

ве

во

ви

ва

вы

вё

Чем похожи слоги в столбиках?

Дети. Одинаковые гласные, а произношение согласных звуков очень похоже, можно спутать.

Учитель. А чем отличаются звуки [в] - [ф] ? [в, ] - [ф, ] ?

Дети. Один звук звонкий, другой - глухой. Они образуют пары по звонкости-глухости.

3. Учитель. А вот и берега Африки. Нас встречает её житель. А кто?

Вы узнаете, если прочитаете чистоговорку. Посмотрите на экран.

Аф – аф – аф – живет в Африке жираф.

Учитель. Правильно, это жираф. Жираф Ральф

Фотография жирафа на экране и текст о нём.

ЖИРАФ встречается почти по всей Африке к югу от пустыни Сахара. Жирафа не спутаешь ни с каким другим животным: небольшая голова на длинной шее, длинные ноги. Жираф - самое высокое из ныне живущих млекопитающих: высота его от земли до лба достигает 4- 6 метров.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слова жираф Фарид, нарисуйте схемы слов.

VI . Физминутка

Припев из песни «В Африке реки вот такой ширины…»

VII . Игра –тест «Найди солнышко».

1. Учитель. В Африке у жирафа есть друзья. Это животные, в названиях которых есть буква Ф.

Африка – самый жаркий материк. Там очень горячее солнце.

Добавим букву Ф в слова, и у нас засияет солнышко.

Азан лисица - . енёк . орель

Илин змея э. а . ламинго

Учитель. Солнышко ярко светит нам. Посмотрим на фотографии представителей животного мира Африки.

2. Учитель. Давайте подарим им вкусные съедобные подарки. Прочитаем слова.

Финики кофе фисташки

Фейхоа фикус шалфей

Учитель. Прочитайте слова, в которых звуки [ф], [ф, ] слышатся в начале слова, слышатся в середине слова, в конце слова. (Таких нет)!!!

VIII . Работа с толковым словариком.

Учитель. Пришло время возвращаться домой. Пока наш фрегат мчится по волнам, мы снова не будем терять время и почитаем в Толковом словарике.

Технологическая карта.

Твой толковый словарик.

Фауна – животный мир. Флора – растительный мир. Фламинго – южная водяная птица с нежно-розовым оперением. У фламинго длинная шея и длинные ноги.

Учитель. Какие новые слова встретили в тексте? (флора, фауна)

Что обозначает слово фауна. Прочитайте.

Что обозначает слово флора. Прочитайте.

IX . Итог урока.

Учитель. Подведем итоги нашего путешествия.

На какой материк мы совершали путешествие? (Африка)

Какая буква помогала нам в путешествии? (буква Ф)

Каких животных Африки мы встретили?

Учитель. Расскажите дома своим родным о нашем путешествии. Напечатайте слова - названия животных. Нарисуйте животное, которое вам понравилось.

X . Рефлексия. Давайте угостимся все фисташками и финиками.

Статьи по теме